Уважаемые коллеги!
Задумываясь о подборе зимних шин, решил посмотреть, что же ставят на Пиканто в Европе. Вот результат: Диски на новых автомобилях с бензиновыми двигателями (по комплектациям на европейских сайтах КИА)
Австрия: 155/70 R13; 165/60 R14; 175/50 R15 (только для 1,1)
Бельгия: 155/70 R13, 165/60 R14
Болгария: 155/70 R13, 165/60 R14 в зависимости от комплектации, литые 175/50 R15 как опция
Великобритания: 13" steel wheels (1.0), 14" steel wheels (1.1)
Венгрия: 13" - 15" в зависимости от комплектации
Германия: 5Jx14 165/60 R14; 5.5Jx15 175/50 R15
Греция: 155/70 R13, 165/60 R14 в зависимости от комплектации
Дания: 165/60 R14, 175/50 R15 в зависимости от комплектации
Ирландия: 13" steel wheels (155/70), 14" steel wheels (165/60 Kumho tyres) в зависимости от комплектации
Испания: 165/60 R14
Италия: 165/60 R14 стальные; 175/50 R15 литые (для 1,1 в макс. комплектации)
Латвия: 165/60R-14" (1.1)
Литва: 165/60R-14" (1.1)
Нидерланды: 165/60 R14 (1.0 / 1.1)
Норвегия: 155/70R13, 165/60R14
Польша: 155/70 R13, 165/60 R14 в зависимости от комплектации
Португалия: 155/70R - 13" (1.0)
Россия: 155/70 R13" 4.5B (допустимые размеры шин 155/70R13; 165/60R14; 175/50R15)
Словакия: 155/70 R13, 165/60 R14 в зависимости от комплектации
Турция: 5Jx14 165/60R14
Украина: 165/60 R14
Финляндия: 165/60 R14 H (1.0)
Франция: 165/60 R14
Хорватия: 155/70 R13, 165/60 R14, 175/50 R15
Чехия: 155/70 R13, 165/60 R14 в зависимости от комплектации
Швейцария: 165/60 R14 75H, 175/50 R15 75H в зависимости от комплектации
Швеция: 165/60 R14, 175/50 R15 в зависимости от комплектации
Эстония: 165/60 R14, 175/50 R15
Сделал для себя вывод: в Европе новые автомобили комплектуются преимущественно шинами 165/60 R14.
По совету ляпэс зашел на http://best-tyres.ru/ (эта ссылка была в другой теме), вот что выдал "шинный калькулятор" для рекомендованных KIA размеров колес:
_____ Типо-________ Ширина ____ Высота ____Диаметр, __ Полный ____ Окруж- ___ Показания _ Разница
___размеры ______ профиля, мм _ профиля, % _ дюймы __ диаметр, мм _ ность, мм _ спидометра _ Диаметров
Базовый, 155/70 R13 ____ 155 ________ 70 ________ R13 _____ 547.20 ____ 1719.08 ___ 100 км/ч ____ -
Вар. №1, 165/60 R14 ____ 165 ________ 60 ________ R14 _____ 553.60 ____ 1739.19 ___ 98.84 км/ч __ 1.17%
Вар. №2, 175/50 R15 ____ 175 ________ 50 ________ R15 _____ 556.00 ____ 1746.73 ___ 98.42 км/ч __ 1.61%
Ну, для стрелочного спидометра погрешность менее 2%, видимо, приемлема.
Также прикинул ошибку в показаниях одометра (в предположении, что одометр определяет пробег по количеству оборотов колеса (ну, или вала)):
за 100 км штатная шина делает 100000/1,71908=58170,65 оборота;
тогда при таком же количестве оборотов шина 165/60 R14 пройдет 58170,65х1,73919=101169,8 м = 101,17 км,
а шина 175/50 R15 пройдет 58170,65х1,74673=101608,4 м = 101,61 км
(естественно, те же погрешности в 1,17 и 1,61 %).
Таким образом, погрешность более 1 км на 100 км. При этом дигитальный одометр выдает показания с точностью до 0,1 км. Нелогично!
Может быть, есть какая-то вариантная шестерня в приводе одометра, или программно вводится поправка на диаметр колеса? Корейцы - они ж педантичные, вряд ли бы поставили табло одометра с разрешением 0,1 км, заведомо зная, что реальная точность измерений заметно хуже. Кто-нибудь что-нибудь про это знает?
А может, попадалась какая-нибудь аналитическая научная статья о влиянии размеров шин (в узких пределах) на управляемость, тормозные характеристики, точность показаний приборов, долговечность подвески?
Добавлено (06 Июль 2009, 13:02)
---------------------------------------------
Сам пока нашел вот такие рекомендации:
От "Мишлен":
"Влияние замены шин при тюнинге Вашего автомобиля на его характеристики
______________________ Увеличение внутреннего ____ Увеличение ширины ____ Увеличение ширины
________________________ диаметра колеса _______ профиля (ширина шины) _____ обода колеса
Дизайн ____________________ улучшится ______________ улучшится _______________ улучшится
Удержание дороги __________ улучшится ______________ улучшится _______________ улучшится
Точность рулевого
управления ________________ улучшится ______________ улучшится _______________ улучшится
Сцепление шин на сухом
дорожном покрытии ________ без изменений ___________ улучшится ________________ без изменений
Сцепление шин на влаж-
ном дорожном покрытии ____ без изменений ___________ без изменений _____________ без изменений
Устойчивость к аква-
планированию ______________ ухудшится ______________ ухудшится ______________ без изменений
Комфорт и шум ______________ ухудшится ______________ ухудшится _______________ ухудшится
Расход топлива
автомобиля _______________ без изменений ____________ увеличится _______________ увеличится
Установка шины другого размера не проходит бесследно для автомобиля. Нужно знать, что это воздействует на тормозные и тяговые характеристики, на расход топлива, выбросы в атмосферу и трансмиссию Вашего автомобиля. Из соображений безопасности при замене шин, рекомендованных производителям автомобиля необходимо выдерживать минимальное отличие по внешнему диаметру шин. Основной вопрос состоит в подборе ширины профиля шины. Низкопрофильный комплект шин с уменьшенной высотой боковин будучи внешне привлекательным влечет за собой более жесткое поведение автомобиля. Не забывайте также соответственно изменить и ширину обода Ваших колес для достижения оптимального поведения автомобиля на дороге.
Самое заметное отличие в управлении Вашим автомобилем - это более точное рулевое управление и более точное прохождение поворотов. Благодаря увеличению площади контакта шины с дорогой, поведение Вашего автомобиля становится менее чувствительным к переменам типа дорожного покрытия. Тюнинг по шинам с одной стороны дает Вам эмоциональный заряд и удовольствие от вождения автомобиля с более точным рулевым управлением, но с другой стороны уменьшает амортизацию неровностей дорожного покрытия."
От "Фулда":
"Установка шин других размеров
Перед переходом на другой размер шин
Убедитесь в том, что шины, которые Вы собираетесь установить взамен установленных исходно, имеют такой же индекс нагрузки и символ скорости, что и установленные ранее (на основании рекомендаций Европейской технической организации шин и дисков - ETRTO).
Соблюдайте действующие законы.
Убедитесь в том, что диаметр и ширина дисков соответствуют рекомендациям ETRTO (информацию о шинах и соответствующих им дисках можно найти в документах производителя дисков) и соответствуют размерам выбранных шин.
Убедитесь в том, что рабочий ход амортизаторов автомобиля достаточен для размера новых шин и не создает механических проблем и проблем с рулевым управлением.
Помните о том, что при установке цепей противоскольжения зимой требуется дополнительное пространство.
Переход на диски, соответствующие шинам с другим отношением высоты профиля к его ширине
С учетом всех ранее упомянутых правил можно устанавливать шины, имеющие меньшее отношение высоты профили к его ширине, используя диски большего диаметра. Для сохранения того же самого наружного диаметра шин необходимо увеличить диаметр диска. При уменьшении отношения высоты профиля к ширине ширина шин увеличивается...
В случае замены дисков необходимо точно соблюдать такую же ширину колеи, что и у исходной комплектации автомобиля, предусмотренной производителем.
Все величины, связанные с изменением размеров шин, не являются профессиональным ограничивающим соглашением (с изготовителем или дилером). Закон требует, чтобы дилер и владелец соблюдали обязательные правила, технические инструкции, указания изготовителей автомобиля, шин и дисков, а также постановления законодательных и административных органов.
ЛИЦО, ВВОДЯЩЕЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО В ЭКСПЛУТАЦИЮ, ПРИНИМАЕТ НА СЕБЯ ПОЛНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, В ОСОБЕННОСТИ В ОТНОШЕНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРАВИЛ ДВИЖЕНИЯ ПО ДОРОГАМ."
Журнал "5колесо", Статья "Дело о диаметрах", февр. 2003 г. (извлечения):
"<...> Ни чем другим, кроме жажды наживы, не объяснишь отлов ВАЗов на 14-дюймовых колесах вместо 13-дюймовых штатных. Сколько-нибудь разумного объяснения этому запрету нет. <...> Запрещать владельцам улучшать управляемость автомобиля, даже в ущерб комфорту, оснований нет.
Мировая тенденция — снижение высоты профиля шины при соответствующем увеличении диаметра колеса. «Колесо» в данном контексте — не колесо в сборе, т.е. колесо с надетой на него шиной, а то, что мы часто в просторечье называем диском. Главное, чтобы наружный диаметр оставался по возможности постоянным (±2%). Тогда не изменятся ни кинематика подвески, ни показания спидометра; шины не будут цепляться ни за арки (что достаточно легко исправить), ни за детали рулевого механизма и подвески.
Можно предположить, что запрет «гаишников» вызван именно боязнью «сбить» спидометр. Но на отечественных машинах погрешность исправного прибора и так доходит до 10%. <...>
Страшнее то, на что внимания инспекторы не обращают. На диск диаметром, скажем, 14” можно надеть шину и 80-й, и 75-й, и 50-й серий. Вот тут-то до беды действительно недалеко, т.к. размеры колеса в сборе существенно изменятся. <...>
Проверить, не слишком ли изменился наружный диаметр шины, можно простым расчетом. Берем первую цифру в маркировке размера шины (ширина профиля), умножаем на вторую (серия) и делим на 100. Получили высоту профиля. Эту цифру умножаем на 2 (шина располагается и сверху и снизу колеса). Переводим миллиметры в дюймы, разделив полученное произведение на 25,4; к результату прибавляем третью цифру маркировки (диаметр обода). Имеем наружный диаметр шины в дюймах. Привычные миллиметры получаем, помножив имеющееся число на 25,4. <...>
Ширина шины влияет на ее поведение на дороге. Более широкая крепче стоит на сухом асфальте и меньше изнашивается, узкая лучше выдавливает из-под себя воду и грязь, плотнее сдавливает рыхлый снег. Шину одной и той же ширины можно поставить на разные ободья, что скажется на ее эксплуатационных свойствах.
Наиболее сбалансированные характеристики получаются при одном строго заданном размере обода. Допустимые отклонения его ширины ±1”. Оптимальный размер (и приемлемые замены) указывают производители шин. <...>
Изменение величины вылета сказывается на кинематике подвески, сроке службы подшипников и управляемости. Абсолютно безболезненно изменение вылета на ±5 мм. Больше — хуже: изменяется кинематика подвески, растет нагрузка на подшипники, ухудшаются управляемость и устойчивость автомобиля. Чем меньше вылет, тем больше колесо выступает из арки.
Малый вылет плюс увеличенная ширина обода могут привести к выпиранию колеса из арки, что абсолютно недопустимо по целому ряду технических причин и, прежде всего, из соображений безопасности. <...>"