Вообще,у нас банк "Уралсиб" имеет общую базу с ГИБДД , и не надо бегать отмечать потом оплаченные штрафы.Да и узнать о своих неоплаченных тоже можно в банке, просто показав права. Такую-же базу собирались сделать и в Сбербанке,но у нас она пока не работает,не знаю как в других городах. Узнайте по своим городам.Наверняка в каждом городе есть хоть один банк, имеющий такую базу. Вот нашел интересное:
Квитанция без санкций
Журнал «Деньги» № 11(666) от 24.03.2008
Накладывать штрафы на водителей ГИБДД умеет куда лучше, чем контролировать их собираемость
Штрафы за нарушения ПДД резко возросли, и ГИБДД теперь может через суд добиваться, чтобы водителей-должников не выпускали за границу. Но строгость закона, как всегда, компенсируется необязательностью его исполнения. Гаишники по-прежнему не могут создать единую базу штрафников, а теперь они лишились и возможности контролировать собираемость штрафов: водители уже не обязаны отсылать в ГИБДД квитанции об оплате. Судебные же приставы ограничивают выезд за границу в худшем случае для злостных алиментщиков и должников-заемщиков — за копеечные дорожные нарушения это пока не грозит.
Кроме того, за неуплату штрафа в установленные законом сроки (40 дней с момента вынесения постановления о нарушении ПДД) суд может приговорить водителя к уплате штрафа в двукратном размере или 15 суткам административного ареста. Все это сделано, чтобы припугнуть нарушителя, который привычным движением бросает выписанную инспектором квитанцию в мусорное ведро. Точных данных собираемости штрафов "Деньгам" в ГИБДД предоставить не смогли. По словам председателя Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктора Травина, сегодня в разных регионах России собирается лишь 10-16% выписанных на дороге сумм.
До 1 января 2008 года худо-бедно выявлять неплательщиков штрафов инспекторы могли, поскольку нарушители были обязаны отсылать в ГИБДД оплаченные квитанции: это было прописано в статье 32.2 ч. 4 КоАП, утратившей силу с нового года. Теперь, считают эксперты, ГИБДД лишилась главного инструмента, с помощью которого осуществлялся контроль за оплатой штрафов. Господин Травин уверен, что ужесточение наказаний проблему собираемости штрафов не решит. "Квитанцию водитель отправлять не обязан, а по-другому ГАИ об оплате узнать не может,— поясняет юрист.— Ни один судья еще не смог доказать, что штраф водителем не оплачен". Суд, конечно, может направить запрос в банк, куда, как уверяет нарушитель, он внес средства. Но, пока будет происходить обмен официальными бумагами, сроки рассмотрения дела наверняка выйдут. Эти сроки — еще одна палочка-выручалочка злостных неплательщиков: привлечь автомобилиста к ответственности за неуплату штрафа суд может лишь в течение 100 дней после вынесения постановления о штрафе. Да и вообще существует срок давности исполнения постановления о назначении взыскания: прошел один год — и нарушитель автоматически получает индульгенцию.
"То, что сегодня в стране нет системы контроля оплаты штрафов,— это проблема государства, а не гражданина,— соглашается с Виктором Травиным председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин.— Это забота ГИБДД. Она взялась исполнять программу повышения безопасности дорожного движения, на которую только из федерального бюджета выделяется около 40 млрд руб. в год".
Об отсутствии единой системы контроля оплаты штрафов ГИБДД "Деньгам" рассказал и председатель комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев: "Сейчас в базе ГИБДД мы видим, какой штраф выписан на человека, но не видим, оплатил ли он его". При этом депутат даже затруднился назвать, кто вообще в ГИБДД отвечает за сбор штрафов. "Мы знаем, что за неплательщиками налогов следит ФНС, а если мы не можем быстро получить ответ на вопрос, кто контролирует сбор штрафов ГИБДД, значит, кто-то очень плохо это делает",— делает выводы господин Шишкарев.
Ушли на базу
База выписанных и оплаченных квитанций, по словам начальника отделения отдела организации исполнения административного законодательства УГИБДД ГУВД Москвы Александра Брюхно, существует в каждом российском регионе. Но далеко не везде она функционирует так, как надо. Например, единая информационно-технологическая база УГИБДД ГУВД Москвы сегодня исправно работает лишь в части регистрации выданных водителям постановлений о нарушении ПДД. О квитанциях же, оплаченных через банк, информация в базу не поступает. Высокопоставленный источник в ГИБДД на условиях анонимности сообщил "Деньгам", что сведения о совершенных через Сбербанк платежах должны были начать поступать в базу еще в феврале, но система не заработала. "Нет взаимодействия между структурами, поскольку нет единого заинтересованного лица",— поделился размышлениями источник.
"Органы безопасности дорожного движения, я это знаю достоверно, решают вопрос по созданию на уровне взаимодействия между ведомствами единой системы мониторинга уплаты штрафных санкций, которые накладывает ГИБДД",— сказал 18 марта на пресс-конференции в Москве директор Федеральной службы судебных приставов Николай Винниченко. Решают вопрос — читай, пока не решили.
Как удалось выяснить корреспонденту "Денег", сегодня, если вы хотите, чтобы данные об оплате штрафа все-таки попали в ГИБДД,— произведите оплату через мобильные терминалы, в которых оплачиваются услуги сотовой связи и прочее. В Москве возможность заплатить штраф за нарушение ПДД таким образом прошлым летом впервые предоставила система денежных переводов "Лидер" (владеет приблизительно 150 терминалами). Осуществить платеж уже можно и в одном из более чем 1400 терминалов крупнейшей сети "Элекснет". Комиссия посредника составляет 2,5-3%, зато в базу ГИБДД отчет о совершенном платеже поступает мгновенно. Аппарат запрашивает номер постановления о назначении взыскания, дату его выписки, дату рождения и номер водительского удостоверения нарушителя, сумму штрафа и ИНН территориального подразделения ГИБДД Москвы, наложившего штраф. Последний пункт — традиционный источник особых проблем.
Когда инспектор ГИБДД выписывает нарушителю квитанцию, на обратной стороне он обязательно должен поставить штамп с банковскими реквизитами. Нередко штамп плохо пропечатывается или смазывается. Поэтому чиновники от ГИБДД всегда советуют проверять в присутствии инспектора ДПС, все ли цифры на документе хорошо читаются. Виктор Травин из Коллегии правовой защиты автовладельцев, впрочем, подчеркивает, что, если реквизиты на постановлении нечитаемы или их вовсе нет, значит, оно вынесено с нарушением требования КоАП и не имеет юридической силы. Правда, чтобы это было признано, надо его официально обжаловать, отправив заказное письмо в ГАИ или прокуратуру, и связываться из-за небольшого штрафа со всем этим мало кто станет.
Еще одна ловушка поджидает автомобилистов перед прохождением техосмотра — от водителей часто требуют доказательства того, что за ними не числится неоплаченных штрафов. "Так как у ГИБДД мало возможностей узнать, оплачен штраф или нет, они всю душу выворачивают из водителей: мол, идите и принесите квитанцию — или никакого ТО",— возмущается Виктор Травин. По словам Александра Брюхно, требования сотрудников ГИБДД, не допускающих автовладельцев к прохождению техосмотра без справки об отсутствии задолженностей по штрафам, незаконны. Однако, по данным Виктора Травина, так происходит по всей стране. "В таких случаях надо писать заявление их начальнику,— советует юрист.— Он, как правило, понимает, что имеет дело с грамотным водителем, и дает команду обслужить без всяких штрафов".
Впрочем, законопослушному плательщику незачем дергать кота за усы и выкидывать квитанции об оплаченных штрафах. Их придется предъявить в том случае, если на вашем пороге появится судебный пристав. Ведь ГИБДД, мало смущаясь от того, что она не знает, оплатили ли вы квитанцию, продолжает передавать дела "неплательщиков" в Федеральную службу судебных приставов. "Мы неоднократно сталкивались с тем, что штрафные санкции, которые поступили к нам из ГИБДД для принудительного исполнения, уже были исполнены должниками в добровольном порядке, но ни мы, ни ГИБДД не владели этой информацией",— пожаловался главный судебный пристав Николай Винниченко во время своей пресс-конференции. Он сообщил, что в 2007 году из 34 млн исполнительных документов более половины поступили в ФССП от таких органов, как ГИБДД и ФНС. Причем, по его словам, "львиная доля этих документов приходилась на штрафные санкции именно органов безопасности дорожного движения". "Судебные приставы инициируют исполнительное производство даже в отношении тех водителей, которые не заплатили штраф в размере 100 руб.",— добавляет руководитель пресс-службы ФССП Игорь Комиссаров. Впрочем, устраивать из-за неуплаченной сотни поисковую операцию ценой в тысячу приставы, конечно, не станут.
Кстати, по словам Александра Брюхно, узнать, числится ли в базе ГИБДД за водителем должок, он может, написав заявление в отделение ГИБДД по месту жительства. Правда, если столичный водитель нарушил ПДД в другом регионе, то в столичной базе данных информации о наложенном штрафе может не быть.
Пограничное состояние
Новый закон "Об исполнительном производстве", вступивший в силу с 1 февраля сего года, предоставил ГИБДД возможность на полгода ограничивать в выезде за границу злостных неплательщиков штрафов. Для этого, согласно пункту 4, ст. 67 упомянутого документа, ведомство, предварительно передав документы по делу в ФССП, должно обратиться с соответствующим заявлением в суд и доказать там необходимость принятия именно этой меры. Раньше таким правом обладали только судебные приставы. Тогда они действовали на основании закона "О порядке выезда и въезда в РФ", позволяющего по решению суда временно не выпускать за рубеж граждан, в отношении которых велось судебное делопроизводство. Теперь приставы тоже будут руководствоваться законом "Об исполнительном производстве".
Впрочем, по словам руководителя пресс-службы ФССП Игоря Комиссарова, добропорядочным автовладельцам, вовремя оплачивающим все штрафы, не стоит опасаться того, что на границе их неожиданно остановят пограничники. Ведь, прежде чем обратиться в суд с просьбой ограничить в выезде из страны гражданина, судебный пристав, по словам господина Комиссарова, обязан совершить различные действия по розыску должника, его имущества и сбережений. Получая информацию от ГИБДД о водителе, который в течение 40 дней после вынесения постановления не удосужился заплатить штраф (или ГИБДД об этом просто не знает), пристав возбуждает в отношении водителя исполнительное производство. Об этом факте он, согласно новому закону "Об исполнительном производстве", должен известить должника одним или сразу несколькими видами связи: "повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки". Господин Комиссаров уверяет, что приставы всегда следят за тем, что адресат получил их сообщение. Однако некоторые юристы обращают внимание, что если раньше оповещенным считался только человек, расписавшийся в официальных бумагах (скажем, на повестке или бланке о доставке заказного письма), то теперь закон разрешает приставам и косвенно подтверждать, что они вас обо всем проинформировали. Например, 4 февраля приставы нашли на сайте "Одноклассники.ру" страничку скрывающегося гражданина, известили его о возбуждении исполнительного производства и о сумме иска. Осталось только зафиксировать, что после этого должник заходил на сайт. "Мы зашли на его страницу, увидели время его захода на сайт, скопировали и подшили страничку к делу,— рассказывает один из приставов на сайте ФССП.— Должник извещен. ГИБДД может арестовать его машину, или его задержат при перемещении по стране".
Конечно, современным технологиям доверять можно не всегда: трудно гарантировать, что сообщение в социальной сети было отправлено именно должнику, а не его однофамильцу или что мобильный телефон верно отобразил SMS от пристава (сам факт доставки по запросу ФССП подтвердит сотовый оператор). По словам Игоря Комиссарова, SMS и социальные сети приставы используют лишь как дополнительные меры уведомления. "Новый закон предоставил приставам возможность использовать все возможные виды связи, чтобы достучаться до должника. Но первым делом все равно отправляется письмо по месту жительства или регистрации",— утверждает руководитель пресс-службы ведомства. Помимо весточки по месту жительства пристав должен разыскивать должника и другими способами, например через его работодателя (информацию о нем предоставляет Пенсионный фонд). В общем, по словам господина Комиссарова, судебные приставы могут не найти человека, только если он от них прячется, да и такие граждане зачастую все равно попадают в сети приставов.
С февраля для выявления должников приставы могут пользоваться услугами различных правоохранительных структур. Одновременно с принятием новой редакции закона "Об исполнительном производстве" были внесены поправки в закон "О милиции", согласно которым сотрудникам МВД предписывается "оказывать содействие в пределах своих полномочий судебным приставам при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивать правопорядок на месте совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения". Нововведение уже взято в оборот судебными приставами в разных регионах страны. Скажем, 13 марта 2008 года судебные приставы УФССП по Пермскому краю и сотрудники ГИБДД провели совместный рейд по взысканию административных штрафов в районе поселка Усть-Качка. Информация обо всех водителях, которых останавливали инспекторы ГИБДД, проходила через базу данных приставов. Несколько человек оказались должниками по штрафам ГИБДД (то есть информация о них уже была передана в ФССП), им пришлось оплатить на месте долг и семипроцентный исполнительный сбор за работу приставов. В целом за три часа, что длился рейд, проверке подверглись 76 автовладельцев. Удалось взыскать неоплаченные штрафы в сумме более 6 тыс. руб. Водителям, которые заявили, что вменяемые им штрафы они уже оплачивали в банке, было предложено явиться в службу судебных приставов с квитанцией.
Подобные суровые меры, как и ограничения на выезд за границу, по словам Игоря Комиссарова, применяются лишь в отношении злостных неплательщиков, которые уведомлены приставами о необходимости платить, но сознательно скрываются. Кстати, даже если суд все-таки предписывает приставу наложить на должника временное ограничение на выезд за пределы РФ, то ему на домашний адрес также высылается уведомление, так что возможность исправиться есть и в этом случае. Тем не менее, как сообщил главный судебный пристав Николай Винниченко, за первые месяцы этого года ограничению на выезд за рубеж уже было подвергнуто около 10-12 тыс. человек — за весь прошлый год, для сравнения, такая мера коснулась примерно 10 тыс. человек. "На фоне 34 млн исполнительных документов, поступивших приставам, это капля в море",— отметил господин Винниченко. В этой капле водителей-нарушителей пока нет, и в ФССП уверены, что из-за штрафов ГИБДД прецедентов с закрытием границы ждать не стоит вовсе. "Нет никакого смысла накладывать такое ограничение из-за копеечного штрафа. Больше бумаги и времени уйдет на оформление",— уверен господин Комиссаров. Тем не менее вряд ли стоит играть в азартные игры с государственной машиной, пусть даже подслеповатой. Спокойнее погашать штрафы в срок, причем через мобильные терминалы, раз уж только при такой схеме ГИБДД способна узнать, что свои дорожные грехи вы искупили.