Российские автовладельцы собрались с силами и решили выйти на улицы 24 октября 2009 года. Призыв к этому размещен на сайте общественной организации Федерация автовладельцев России (ФАР), там же можно найти открытое письмо президенту РФ Дмитрию Медведеву. Активисты требуют полной отмены постановлений правительства РФ № 903 и № 943 “О повышении ввозных таможенных пошлин на автомобили” и приведения технического регламента “О безопасности транспортных средств” в соответствие с интересами автовладельцев. “Явки и пароли” готовящейся акции организаторы пока не сообщают, впрочем, максимум, что они предлагают сделать, это оснастить автомобили желтыми ленточками и выехать на улицы с включенными фарами. Аналогичные акции проводились в России не раз, но большого резонанса не получали. Самой скандальной получилась прошлогодняя акция во Владивостоке, когда разгонять толпу прибыл московский ОМОН, – с тех пор активных действий со стороны автовладельцев не предпринималось. Как ранее объяснял корреспонденту AutoNews.ru руководитель ФАР Сергей Канаев, и автоторговцы, и автовладельцы не отказывались от надежды, что пошлины, которые вступили в силу 12 января 2009 года, будут отменены. Однако эти ожидания не оправдались: новым постановлением правительства они были продлены на очередные девять месяцев – до 1 июня 2010 года. Фанаты “праворулек” вновь взялись за копья – впрочем, сегодня шансов получить серьезную общественную поддержку у них еще меньше, чем раньше. Автопродавцы успели перестроиться на другой бизнес, а общество и профсоюзы не готовы открыто выражать свою точку зрения и уже тем более предпринимать какие-то активные шаги. Максимум, на что отваживаются местные “активисты”, – это демонстрация где-нибудь на окраине, четко ограниченная по времени. И одна из причин, почему российские митинги в сравнении, к примеру, с европейскими и американскими такие вялые, – в том, что наши люди не готовы идти на жертвы и риск. “То, что пытаются делать представители этой организации, непонятно, для чего, – комментирует ситуацию лидер другого общественного движения “Свобода выбора” Вячеслав Лысаков. – Они говорят, что представлены в 40 городах, но на практике за ними стоит небольшая группа людей, это не более 10-15 активных человек. Мы отошли от уличной политики, так как поняли, что эти действия малоэффективны и неконструктивны. Время акций ушло. А новое время, чтобы общество было готово участвовать в таких мероприятиях, еще не пришло. Это только кажется, что народ выходит в едином порыве, а на самом деле митинги делаются с использованием определенных технологий. Поэтому считать, что десять человек вышли на пикет и что-то сразу изменилось, неправильно. Мы, например, тоже против техрегламента, есть несколько путей для достижения этих целей, и это отнюдь не пикеты”. По словам В. Лысакова, в качестве возможных вариантов влияния на ситуацию его движение рассматривает подачу исков о противоречии нового техрегламента федеральному законодательству в Конституционный и Верховный суды, а также лоббирование отмены документа в парламенте. Но основная ставка делается на переговоры с правящей партией, которые должны начаться на следующей неделе. “Техрегламент однозначно противоречит федеральному законодательству, это совершенно одиозный документ, – возмущается В. Лысаков. – Если “единороссы” не захотят, я буду работать с другим фракциями, в первую очередь с коммунистами и “Справедливой Россией”. “Единороссы” сами пока не понимают, какой они себе наносят вред. Ведь это проблема не только для автовладельцев, но и для грузоперевозчиков. Техрегламент означает запрет на ввоз американских и японских автомобилей, а по критерию “цена-качество” американский автомобиль для грузоперевозчиков – это идеальный вариант. Следующий год будет предвыборным, и “Единая Россия” на этом потеряет свои голоса”. Договоренность с партией, а еще лучше сразу с Владимиром Путиным – это уже панацея. В крайнем случае можно попытаться написать Дмитрию Медведеву в интернет-блог. Между тем существует масса способов привлечь внимание властей, которые давно практикуются в Европе и США, но в России пока не прижились. Например, повсеместно используется парализация дорожного движения. В последний раз ею воспользовались израильские мотоциклисты – так они выражали протест против намерения правительства повысить стоимость страховки на двухколесные средства передвижения. Эксцентризм и провокация незнакомы российским активистам, хотя, если подумать, здесь можно делать все, что официально не запрещено. Например, ездить с ведром на крыше или выкрасить машину в розовый цвет, как сделали приверженцы “Гринписа” в Германии, когда в 2008 году, протестуя против новой версии Mercedes ML, превратили машину в “мисс Пигги” и поставили ее аккурат напротив одного из дилерских центров. Кстати, аналогичную акцию германские активисты проделывали и раньше с любимой моделью россиян Porsche Cayenne. Обнаженка – еще один излюбленный метод выражения протеста, и ежегодный парад голых байкеров в Европе тому пример. Впрочем, в суровой России, где даже безобидный гей-парад не узаконен, на такое вряд ли кто отважится, но ведь ездить голым в автомобиле никто не запрещает. Выступления на крупных автомобильных выставках – гарантия привлечения общественного внимания. В Детройте рабочие который год устраивают акции протеста во время Детройтского автосалона. А в прошлом году огласку получила хулиганская вылазка французских рабочих, протестовавших против массовых увольнений, на мотор-шоу в Париже. В Москве автосалон только что прошел, но никаких акций протеста там не наблюдалось. Другие относительно “радикальные” проекты также реализуются вяло. Последним более или менее крупным митингом автомобилистов стал митинг рабочих АвтоВАЗа в Тольятти, который длился ровно час и большого резонанса в городе не получил. Лидеры профсоюза “Единство”, который являлся организатором митинга, заикались о том, чтобы перекрыть трассу М5 Москва – Челябинск, однако всерьез на такие действия тольяттинцы, скорее всего, никогда не осмелятся. Елена Костякова |
Комментарии (0) | |