То, что с ГИБДД нужно что–то делать, сомнений не вызывает. В кулуарах власти обсуждают идею создания гражданской дорожной службы на базе ГИБДД. Это вписывается в реформу МВД, но пока власть не готова столь радикально бороться с коррупцией на дорогах. Идея упразднить ГИБДД и создать на ее базе новую федеральную структуру уже обсуждалась в Госдуме. Как заявлял ранее председатель думского комитета по транспорту Сергей Шишкарев, новая структура будет отвечать в первую очередь за организацию безопасного дорожного движения.
Коррупцию в существующей системе не победить, убеждены почти все. Сложившаяся система провоцирует на нарушение закона, и ГИБДД нуждается в радикальных реформах, отмечают эксперты.
"Во многих странах мира дорожные инспекции занимаются именно организацией безопасного и удобного дорожного движения. А проведение техосмотра, выдача водительских удостоверений, регистрация автомобилей передана другим структурам. Много где этим вполне успешно занимаются частные структуры", — говорит главы московского отделения Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев.
Техосмотры нужно передать дилерским центрам, регистрацию автотранспортных средств было бы уместнее проводить через налоговую инспекцию. Сдачу экзаменов на получение прав можно передать автошколам, которые совместно со страховыми компаниями в течение определенного времени, от 1 года до 3 лет, будут нести равную ответственность за человека, который получил права. "Такой механизм исключит практику продажи водительских удостоверений, ни страховые компании, ни автошколы в такой ситуации просто не пойдут на это", — отмечает Канаев.
За парковки должны отвечать муниципальные службы — они организуют стоянки, они же и должны штрафовать за невыполнение правил парковки. Знаками должна заниматься дорожная служба. "Нужно максимально убрать факторы, которые могут провоцировать коррупцию", — говорит он.
"Передавать функции — менять шило на мыло", — уверен председатель комитета по защите прав автомобилистов Александр Холодов. По его мнению, ГИБДД таким образом избавляется от прямой ответственности, но при этом, скорее всего, все контролирующие функции оставит себе.
"Но с ГИБДД нужно что–то делать", — говорит Холодов и предлагает добавить инспекции полномочий. В первую очредь в части организации дорожного движения: необходимо, чтобы они несли ответственность за установку знаков, разметку и прочее.
"Сейчас за организацию дорожного движения ответственность несут множество организаций. Нужно передать все эти вопросы ГИБДД, одновременно с этим повысив их ответственность, — говорит он. — Сегодня висит "кирпич" — ГАИ штрафует, но не отвечает за правомочность этого знака. Максимум, что может сделать инспектор сегодня, — писать предписания в дорожную службу".
Однако выводить ГИБДД из структуры МВД неразумно, считает он. "В МВД есть масса механизмов воздействия на самих инспекторов — понижение в звании, внеочередные наряды. Меры наказания за провинности, которые не могут применяться к гражданским служащим", — говорит Холодов.
В реформе нуждается институт мировых судей, отмечают в ФАР. Должность мирового судьи должна быть выборной, чтобы они в первую очередь несли ответственность перед своими избирателями, обычными гражданами. "Как нам кажется, мировые судьи должны руководствоваться позицией "у меня нет оснований не доверять гражданину Российской Федерации", — говорит Сергей Канаев.
Однозначно оздоровит инспекцию отказ от прочной практики инспекторского плана на штрафы. "План должен быть не на штрафы, а на отсутствие ДТП, — отмечают защитники прав автомобилистов. — Пока этого не сделать, позитивных изменений не будет. Сегодня инспектор выходит на смену с заданием собрать 100 тыс., а не обеспечить безопасность на дорогах"