Защищаться человек может не только при помощи оружия, но и используя полученные знания. Владение законами и нормативными документами, регламентирующими отношения водителя с сотрудниками ГИБДД, может помочь Вам в спорной ситуации отстоять свои законные права и интересы, нарушенные недобросовестным или неподготовленным в правовом отношении гаишником. Основополагающими законами в сфере взаимоотношений водителей ТС и инспекторов дорожного движения являются Административный кодекс РФ, а также федеральные законы "О милиции" и "О безопасности дорожного движения". К числу наиболее значимых нормативных актов МВД РФ относятся Положение о ГИБДД и Наставление по работе ДПС ГИБДД. Именно этими документами должны руководствоваться в своей деятельности сотрудники ГИБДД и правильно применять их положения на практике. Автомобилистам также нелишне иметь представление о содержании этих документов. Основным нормативным документом, регламентирующим несение службы инспектором ДПС на дороге, является Наставление по работе ДПС ГИБДД МВД РФ (далее Наставление), куда почти полностью вошли положения известного Приказа МВД № 329 "О реформировании деятельности ГАИ МВД России". Остановка транспортного средства, проверка документов А пункт 6.5.3 гласит, что сотрудник ДПС может останавливать на стационарных постах, КПМ, КПП транспортные средства для проверки у водителей документов, предусмотренных Правилами дорожного движения. Наставление предоставляет сотруднику ДПС право останавливать ТС только в случаях, напрямую предусмотренных пунктом 13.7 (всего шесть оснований): - при наличии данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения, преступления; - в случае нахождения ТС в розыске, а также при наличии данных об использовании ТС в противоправных целях; - при необходимости опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются; - при выполнении решений госорганов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения; - при необходимости привлечения водителя или ТС для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции. Проверка документов на право пользования и управления ТС, а также документов на ТС и перевозимый груз осуществляется только на стационарных постах ДПС, КПМ и КПП. В период проведения специальных мероприятий допускается остановка ТС вне стационарных постов с целью проверки документов. Запрещается останавливать ТС без необходимости. Если вышеперечисленные условия отсутствуют, то, согласно приказу МВД № 329, такая остановка расценивается как нарушение гаишником служебной дисциплины. На сегодняшний день мы наблюдаем массовое нарушение со стороны инспекторов ДПС требований данного приказа. В основном конфликты начинают возникать, когда сотрудники ГИБДД не выполняют требования пункта 18.2 Наставления и пунтка 2 Приказа МВД № 329, согласно которым при обращении к участникам дорожного движения сотрудники милиции должны представиться, назвать свою должность, звание и фамилию и, главное, сообщить о причине остановки ТС. Если водитель нарушил ПДД, то сотрудник ГИБДД обязан чётко указать, какой пункт Правил дорожного движения он нарушил и в чём конкретно выразилось данное нарушение. Только после этого инспектор ДПС вправе потребовать предъявления документов. Водитель имеет право на основании пункта 18.9 Наставления до передачи своих документов инспектору потребовать от сотрудника милиции предъявить служебное удостоверение и сообщить номер нагрудного знака. Инспектор обязан предъявить служебное удостоверение и держать его перед водителем столько времени, сколько водителю может потребоваться для того, чтобы переписать реквизиты удостоверения. Часто споры на дороге возникают из-за того, что инспектор ДПС пытается проверить техническое состояние ТС. Согласно пунтку 13.9 Наставления и пункту 6 приказа МВД № 329, сотрудникам ДПС запрещается проверять техническое состояние ТС, прошедших гостехосмотр в установленном порядке. Однако другим нормативным документом, Наставлением по техническому надзору ГИБДД МВД РФ (утверждённому приказом МВД № 1240 от 7.12.2000 г.), предусмотрено, что при надзоре за дорожным движением контроль за конструкцией и техническим состоянием ТС может проводиться на стационарных постах, контрольных пунктах милиции, контрольно-пропускных пунктах. Этим наставлением определены основания остановки ТС для осуществления такого контроля. Вот они: - отсутствие в правом нижнем углу ветрового стекла автомобиля действующего талона о прохождении ГТО; - наличие в предусмотренных местах ТС нестандартных, нечитаемых или установленных с нарушениями требований ПДД государственных регистрационных знаков, а равно и их отсутствие; - наличие неисправностей и условий, предусмотренных ПДД и Основными положениями по допуску ТС к эксплуатации, при которых запрещается эксплуатация. Следует учитывать также, что если инспектор ДПС заметил, что на автомобиле установлен нестандартный и нечитаемый государственный регистрационный знак или имеются вышеуказанные неисправности, он вправе остановить водителя и вне стационарного поста - за нарушение ПДД. Контроль за конструкцией и техническим состоянием ТС в процессе дорожного движения, а также общение сотрудников ГИБДД с участниками дорожного движения должны осуществляться в соответствии с требованиями Наставлений по работе ДПС ГИБДД МВД РФ. В каких случаях при общении с инспектором ГИБДД Вы имеете право общаться с инспектором, не выходя из автомобиля. Однако чтобы было удобнее разговаривать, можете по собственной инициативе выйти ему навстречу. Если же Вы всё же остаётесь в автомобиле, то сотрудник ГИБДД волен предложить Вам выйти из машины в следующих случаях: - для устранения технической неисправности автомобиля или при нарушении правил перевозки грузов; - когда имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии алкогольного опьянения; - для проведения сверки номеров агрегатов и узлов ТС с записями в регистрационных документах; - для проведения досмотра ТС и осмотра груза; - когда водитель или пассажир подозреваются в совершении преступления; - в иных случаях, когда требуется участие водителя в оформлении необходимых документов либо оказании помощи другим участникам движения. В данном пункте 18.4 говорится только о предложении водителю выйти из кабины (салона) ТС, но ничего не сказано о распространённом требовании (приглашении) со стороны инспектора ДПС сесть в салон служебного автомобиля. Водитель обязан сесть в салон служебного автомобиля только в том случае, если инспектор производит его задержание и собирается доставить в милицию. Во избежание провокаций со стороны сотрудников ГИБДД на предмет склонения водителя к даче взятки, проведения незаконного освидетельствования с применением трубок "контроля трезвости", нарушений при документировании и составлении протоколов, водителю лучше находиться или в салоне своего автомобиля, или стоять рядом с ним на виду у других граждан. Доставление и задержание водителей Сотрудник ДПС может доставлять граждан в дежурную часть ОВД только на основании ст.27.2 КоАП РФ и в строго определённых случаях, указанных в пункте 13.18 Наставления: - для составления протокола об административном правонарушении при невозможности сделать это на месте; - если у нарушителя нет документов, удостоверяющих личность, нет свидетелей, которые могут сообщить необходимые данные о нём, а также если у него отсутствуют положенные документы на ТС или груз; - если ТС причастно к ДТП или преступлению; - при управлении ТС с подложными номерными знаками; - при выявлении признаков подделки документов, признаков спиливания или кустарного нанесения номеров на агрегатах и узлах; - при совершении правонарушений, связанных с неподчинением законному распоряжению или требованию сотрудника милиции. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы гражданина, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения постановления по нему (ст.27.3 КоАП РФ). Административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может длиться не более 3 часов (ст.27.5 КоАП РФ). Дополнительную информацию по всем вопросам, освещённым в статье, можно получить по тел. 77-91-37 или 21-05-12. |
Комментарии (0) | |