В поведении
человека при управлении автомобилем и в обычной его жизни много общего. Это
показывают и результаты исследований, и просто житейские наблюдения.
Действительно, человек управляет автомобилем так же, как он живет, проявляя при
этом и черты своего характера, и состояние, в котором он находится, и отношение
к другим, себе, автомобилю, и многое другое. Бельгийские исследователи предложили три шкалы оценки личностных качеств водителя. Первая шкала имеет два противоположных полюса: реализм и эгоцентризм. Характер поведения эгоцентричного водителя во многом зависит от того, какие намерения и суждения приписывает он другим участникам движения. Обычно он считает, что другие угрожают ему, и поэтому сам ведет себя агрессивно, стараясь таким образом запугать окружающих. Эгоцентричный водитель любит, чтобы его замечали и восхищались им. Реалистичный водитель при выборе своих действий обычно руководствуется требованиями сложившейся обстановки, при этом не стремится кого-то запугать или унизить. Он любит не только водить автомобиль, но копаться в нем. Безусловно, реалистичный водитель значительно безопаснее, чем эгоцентричный. Вторая шкала оценивает степень независимости водителя. Те, кто имеет высокую оценку по этой шкале, обычно высоко ценят свободу, которую дает им автомобиль. Они не чувствуют потребности точно соблюдать правила, в особенности скоростные режимы, при выборе решения больше ориентируются на свои собственные оценки, чем на внешние требования. Водители, обладающие меньшей степенью независимости, придают значительно большее значение правилам, даже если не понимают их содержания. Они стремятся к безопасности через повиновение. Авторы считают, что независимый водитель, не восприимчивый к правилам, опасен, но с другой стороны, он быстрее и лучше приобретает опыт вождения, чем зависимый. Третья шкала оценивает уровень напряжения при управлении автомобилем. Высокая степень напряжения характеризует водителей, повышенно внимательных к тому, что происходит вокруг них, легко раздражающихся и быстро утомляющихся. Оптимальная степень напряжения соответствует спокойному водителю. Он расслаблен, менее чувствителен к опасности, полностью осознает свои возможности, но при этом не становится равнодушным и беспечным. По мнению разработчиков шкалы оценок, опасность вождения резко повышается, если водитель агрессивен, если он не способен сочетать умение подчиняться правилам с реальной оценкой окружающей обстановки, если уровень его внимательности слишком высок или, наоборот, очень низок. Исследование, проведенное в Нью-Йоркском университете, показало, что агрессивные, нетерпеливые, импульсивные, сердитые и безответственные водители попадают в происшествия чаще, чем другие водители с таким же стажем. Было выделено пять опасных психологических состояний человека: 1) негативизм; 2) импульсивность; 3) неуязвимость; 4) склонность к риску; 5) внешняя зависимость. Негативист отвергает любую попытку управления им со стороны других, склонен
игнорировать любые правила. Согласно
одной из психологических теорий, в каждом человеке таятся три начала. Условно
их можно назвать Ребенок, Родитель и Взрослый. Эстонский исследователь Григорий
Удуйнги считает, что поведение человека при управлении автомобилем во многом зависит
от того, какое из этих начал играет в данный момент ведущую роль. Если в
водителе проснулся Ребенок, то его действия становятся импульсивными, а сам он
повышенно чувствителен к своей персоне и легко поддается плохому настроению.
Например, боясь застрять под красным сигналом светофора, резко нажимает на газ,
проезжая на желтый, а нередко и на красный свет. Любой обгон рассматривает как
личное оскорбление. Может быть в зависимости от настроения очень вежлив и
приветлив либо груб и зол на весь мир. Его легко рассердить, после чего он
начинает вымещать свое раздражение на других участниках движения. Правила
соблюдает только из страха наказания или от хорошего расположения духа.
Считает, что за хорошее поведение на дороге должен получить благодарность. Склонен
обвинять в своих бедах всех, кроме себя. На дороге
опаснее всего детское начало. Возможно, наиболее безопасно родительское. Однако
слишком пунктуальное соблюдение Правил без учета несовершества отдельных его
пунктов и возможных ошибок других участников нередко приводит к происшествию.
Взрослый находится где-то между Ребенком и Родителем и лучше каждого из них
приспособлен к сложностям и неожиданностям реального движения. Наверно,
наилучшим можно считать гармоничное сочетание всех трех начал, когда Родитель,
кооперируясь со Взрослым, удерживает Ребенка от ненужных шалостей. К какой же из этих категорий вы можете себя причислить? Отношение к управлению автомобилем определяет стиль вождения, а он, в свою очередь, характер конфликтных ситуаций, в которые попадают водители-носители этих отношений. Отличную почву для возникновения дорожных .дорожных проишествий создают те, кто воспринимает окружающую обстановку через призму своих эгоистических желаний и потребностей. Для них существует только один вопрос: мешают ли другие осуществлению моих желаний? Вот типичная ситуация. Допустим, что водителя группы отчаянных, двигаясь с повышенной скоростью. нагоняет автомобиль, скорость которого несколько меньше. Отчаянный недоволен, ведь ему мешают двигаться с приятной для него скоростью, и вынуждают ехать как все. Он не собирается подавлять быстро увеличивающиеся ростки своего озлобления и начинает беспрестанно мигать фарами и сигналить. Теперь предположим, что впереди него водитель из группы спокойных. Он хочет спокойствия. Надежда на то, что безумный водитель сзади успокоится, не оправдывается, он потихоньку начинает «закипать», теряя последние остатки своего спокойствия. Он резко нажимает на тормоз и включает всю сигнализацию. Что происходит вокруг дуэлянтов, уже перестает их интересовать. Главное, доказать, наказать, отомстить. А между тем дистанция, разделяющая враждующие стороны, не выдерживает никакой критики. Разобраться в своем отношении к вождению и другим участникам движения не всегда
просто, ведь оно обычно носит бессознательный характер. Понаблюдайте за собой
при управлении автомобилем как бы со стороны: как вы поступите в различных
ситуациях, что чувствуете при этом. Например, испытатели нетерпеливы и плохо
переносят вынужденное ожидание; знатоки пытаются подтвердить свое мастерство
даже в условиях интенсивного движения, не замечая того, что «спокойные» при
этом начинают нервничать; «отчаянные» ищут на дороге свободные участки, на
которых они могут полностью использовать возможности автомобиля, и
раздражаются, когда другие не освобождают дорогу. |
Комментарии (0) | |