ГЛАВА 9. Экстренный разгон, экстренное или аварийное торможение
(часть 2)
9.5. Аварийное
торможение вращением
Одна
из самых острых критических ситуаций связана с отказом тормозной
системы. Эта ситуация встречается чрезвычайно редко, так как современные
автомобили оборудованы двухконтурной тормозной системой, при которой
почти всегда исключается полный отказ. Но когда это все же случается,
тяжелые последствия неминуемы. Эти ситуации унесли много человеческих
жизней в авариях автобусов и грузовых автомобилей, оборудованных
пневматическими тормозными устройствами, из-за отсутствия давления
воздуха в тормозной системе. Легковые автомобили «преклонного возраста»
часто попадают в ситуации такого типа при разрыве тормозного шланга,
дефекте колесного тормозного цилиндра и во многих других случаях, в том
числе и таких, когда водитель не проверил уровень тормозной жидкости в
бачке главного тормозного цилиндра.
Хотя многие
специалисты считают, что отказу тормозной системы предшествует ряд
признаков, по которым можно спрогнозировать наличие дефектов (увод
автомобиля при торможении, возникновение заноса, ослабление тормозного
эффекта), чаще всего это явление вызывает стресс своей неожиданностью и
остротой критической ситуации. Опытный водитель тотчас многократно
повторяет тормозной импульс, пытаясь повысить давление в тормозной
системе, неопытный — продолжает давить на тормозную педаль, доходя до
шокового состояния, угнетающего двигательную деятельность.
В некоторых случаях
удается снизить скорость автомобиля даже малоэффективными приемами —
торможением двигателем с включением понижающих передач, стояночным
тормозом. Но чаще всего для избежания аварийной ситуации необходим
нестандартный подход. Вариантами такого подхода могут стать торможение
боковым соскальзыванием (см. соответствующий прием) и торможение
вращением автомобиля.
Торможение вращением
чрезвычайно эффективно из-за короткого остановочного пути. Механизм его
связан с переводом поступательного движения во вращательное и снижением
скорости за счет интенсивного бокового скольжения задних колес.
Тормозной путь задних колес скручивается в спираль, чем объясняется
высокая тормозная динамика.
Для того чтобы
тормозить вращением, нужно выполнить последовательно три операции.
1. Создать
начальный импульс вращения, который можно получить:
· включением
и выключением стояночного тормоза на дуге поворота (повернуть колеса,
начать поворот, заблокировать колеса);
· резким
включением понижающей подачи при закрытом дросселе (повернуть колеса,
резко включить понижающую передачу);
· контрсмещением
(повернуть рулевое колесо в сторону, противоположную вращению, начать
поворот в другую сторону, резко «открыть газ»);
· контрзаносом
(вызвать любым из ранее названных приемов небольшой занос в сторону,
противоположную вращению, перевести автомобиль в критический занос в
направлении вращения).
2. Перейти
в интенсивное вращение вокруг передних колес скольжением задних за счет
их пробуксовки, вызываемой дросселированием.
Для этого надо
повернуть колеса на наибольший угол, резко довести частоту вращения
коленчатого двигателя до максимальной, создав этим интенсивное
буксование задних колес. Удерживать этот режим весь период вращения
автомобиля на 180°.
3. Перевести
автомобиль во вращение вокруг задних колес скольжением передних при
выключенном сцеплении (см. прием «полицейский разворот»).
Если не удалось
полностью прекратить поступательное движение, то можно продолжить
вращение, применив для этого операции 2 и 3 столько раз, сколько
потребуется для полной остановки автомобиля.
Хотя данный прием
очень эффективен в аварийных ситуациях, связанных с отказом тормозной
системы, и в критических — при потере устойчивости автомобиля, он
достаточно сложен и требует высокого уровня мастерства из-за большого
числа действий по управлению, связанных общей структурой.
Если координация
действий нарушена, то автомобиль вместо вращения переходит в
неуправляемое боковое скольжение, которое может окончиться
опрокидыванием. Боковое скольжение может возникнуть и при рефлекторном
торможении. Опасность заключается в возврате от вращательного движения к
поступательному с выносом на полосу встречного движения или обочину
дороги.
Часто новички
выполняют торможение вращением непроизвольно, практически не понимая,
как это происходит. А происходит это в большинстве случаев благодаря
созданию предварительного импульса вращения резким торможением,
опозданием реакции на занос и выключением сцепления во второй фазе
вращения. Все эти действия позволяют самому автомобилю без помех
выполнить разворот на 360°. При этом гасится скорость движения.
9.6. Аварийное
контактное торможение
Когда
исчерпаны все возможности и остановить автомобиль нельзя из-за отказа
тормозной системы или недостаточной дистанции, то почти всегда имеется
способ избежать тяжких последствий ДТП управляемым ударом о препятствие.
Этот способ торможения применяется в тех случаях, когда нет
альтернативы, и опасности подвергается жизнь человека.
Конструкция автомобиля
предусматривает его пассивную безопасность при столкновении с
препятствием. Наибольшими буферными возможностями обладают крылья и
багажник. Глубокие пазухи и сминаемые элементы кузова позволяют
поглотить энергию даже сильных ударов, деформируясь при контакте с
препятствием. Наибольшую жесткость имеют продольные лонжероны, поэтому
лобовой удар является самым травмоопасным.
Для того чтобы сделать
аварийную ситуацию управляемой, нужно прекратить торможение, уйти от
лобового столкновения дозированным рулением и попытаться погасить
скорость скользящим ударом о препятствие, учитывая возможность отскока и
соответствующее изменение траектории.
Водитель, обладающий
высокой квалификацией, может выполнить контактное торможение из
произвольного вращения, так как боковое скольжение или вращение позволят
уменьшить силу удара и частично погасить скорость до столкновения с
препятствием.
Непосредственно перед
ударом водитель должен принять меры самостраховки (упереться левой ногой
в пол, обеспечить максимальный контакт с сиденьем и стопорящий захват
рулевого колеса и др.).
Выводя автомобиль на
касательный удар о препятствие, водитель может предусмотреть направление
отскока и продолжить стабилизацию приемами руления (см. действия при
заносах и стабилизации автомобиля) до полной остановки автомобиля, а
затем принять необходимые меры для уменьшения тяжести последствий
столкновения.
9.7.
Предотвращение наезда на человека
Одна
из самых опасных критических ситуаций по своим последствиям — наезд на
человека. Выработанный у большинства водителей «рефлекс торможения»,
приводящий к полному блокированию колес, не повышает, а чаще всего
снижает безопасность, если скорость движения высока. Экстремальность
условий приводит к тому, что вначале водитель тормозит, а затем пытается
с помощью маневра уйти от наезда. Но первое действие исключает второе.
Автомобиль на заблокированных колесах теряет управляемость и продолжает
прямолинейное движение со скольжением — юзом колес. На возрастающую
опасность наезда неопытный водитель чаще всего реагирует полным отказом
от управления. Страх сковывает его и заставляет еще сильнее давить на
тормозную педаль.
Для выхода из ситуации
существует несколько рациональных способов.
1. Ступенчатое
торможение на постоянной передаче, исключающее блокирование колес больше
чем на 10—20 см.
2. Ступенчатое
комбинированное торможение с ударным включением понижающих передач и
компенсаторным импульсным рулением, исключающим вращение автомобиля.
3. Торможение
с боковым соскальзыванием и компенсаторным рулением, предотвращающим
вращение автомобиля.
4. Экстренный
маневр после импульса торможения, который повысит загрузку передних
колес и управляемость автомобиля.
5. Контактное
торможение о препятствие после экстренного маневра.
Это далеко не полный
перечень приемов, повышающих безопасность. Выбор водителя зависит от
остроты ситуации, внешних условий и собственных возможностей. Главное —
бороться до конца, преодолеть страх, отказаться от торможения, если нет
полной гарантии, что автомобиль можно остановить. Любой ценой, даже если
эта цена — собственное здоровье, нужно избежать наезда на человека.
|