ГЛАВА 8. Стабилизация автомобиля при потере устойчивости и
управляемости (часть 2)
8.6.
Вращение вокруг задней оси на 180 градусов («полицейский разворот»
задним ходом)
Термин
«полицейский разворот» возник в практике спецслужб, хотя авторами
его были спортсмены. На практике он применяется как
антитеррористический прием для предотвращения захвата автомобиля
после блокировки проезжей части дороги, как элемент погони для
мгновенной смены направления движения, а также как элемент
спортивной и трюковой езды.
Хотя этот прием и
является элементом высшего водительского мастерства, выполнение его
доступно среднестатистическому водителю со стажем 1—3 года после
специальной подготовки.
Для выполнения
приема требуется:
1.Принять
в неподвижном автомобиле посадку для движения задним ходом. Включить
передачу. Развернуться на сидении вправо таким образом, чтобы заднее
стекло автомобиля «стало лобовым». Правую руку положить сверху на
пассажирское сидение для дополнительной опоры корпуса при вращении.
Принять предварительный захват левой рукой (см. п. 3) — захватить
руль «обратным хватом» в нижнем секторе (кисть развернута внутрь,
ладонь — от себя, локоть вверх);
2.Удерживая
руль одной (левой) рукой выполнить интенсивный разгон задним ходом
на дистанции 20—40 м до скорости 20—30 км/ч, сохраняя
прямолинейность движения;
3.Одновременно
и резко выжать педаль сцепления и очень быстро повернуть руль одной
рукой влево до упора;
4.Во
время вращения автомобиля переключить с паузой (!) передачу с
заднего хода на первую и выровнять колеса в положение «прямо» двумя
руками, приняв основную посадку;
5.Отпустить
педаль сцепления и, направляя автомобиль, начать разгон передним
ходом.
При выполнении
приема следует учесть некоторые особенности:
·при
выполнении разгона задним ходом на переднеприводных автомобилях
необходимо жестко удерживать руль, чтобы исключить самопроизвольное
вращение;
·при
выполнении приема на автомобилях с АКПП заменить действия по
выключению сцепления на перевод селектора в положение «нейтральная
передача»;
·на
автомобилях с АКПП после разворота вместо 1(П) передачи следует
включить положение «Драйв»;
·для
безопасного выполнения на сухом покрытии давление в передних колесах
следует увеличить на 1—1,5 атм.;
·на
полноприводных автомобилях типа «Джип» с высокопрофильными шинами
прием следует выполнять только на скользком покрытии;
·прием
становится опасным при упоре наружнего переднего колеса в любую
неровность (выступ, бордюр, яма, канава, и др.). Опрокидывание
происходит мгновенно;
·при
выполнении приема водитель и пассажиры должны быть пристегнуты
ремнями безопасности, исключающими боковое сползание под
воздействием центробежных сил;
Разворот спиной к
направлению движения вызывает у водителя психологический стресс. В
результате он либо полностью отказывается от управления, либо
реагирует резким торможением. В ряде ситуаций первая реакция
оказывается более безопасной, так как происходит самостабилизация
автомобиля вследствие конструктивных особенностей передней подвески
(углы схода, развала и кастора передних колес).
Для того чтобы
автомобиль сохранил прямолинейную траекторию во время вращения,
необходимы предельно высокая скорость руления и опережающие действия
по выравниванию в заключительной фазе, чтобы воспрепятствовать
автомобилю совершить второй оборот вокруг вертикальной оси.
8.7.
Вращение на 360 градусов
В
критической ситуации, связанной с вращением автомобиля на 360°, 720°
или более градусов, возникает парадоксальный феномен: водитель с
большим стажем не только не имеет особых преимуществ в безопасности,
но в ряде ситуаций попадает в более тяжкие ДТП, чем
водитель-новичок. Последний чаще всего отделывается легким испугом,
а автомобиль, не уходя с дорожного полотна, останавливается,
развернувшись на 180° или 360°.
Ситуация с
новичком объясняется его отказом от каких-либо действий, что
позволяет автомобилю самостабилизироваться. Большинство опытных
водителей имеет автоматизированный навык торможения, который
проявляется в случае потери уверенности в своих силах. Эта
уверенность пропадает у них в фазе критического заноса, у более
опытных после вращения на 180°. В первом случае торможение вызывает
боковое скольжение к обочине, а во втором — на встречную полосу
движения. Результатом может стать опрокидывание либо лобовое
столкновение. В обоих случаях последствия плачевны. Вывод —
тормозить во время вращения нельзя!
Оказывается, само
вращение не столь опасно, как вытекающее из него неуправляемое
скольжение. Во время вращения следует опасаться бокового «упора»,
который вызывает опрокидывание автомобиля. Если препятствия,
выступа, канавы или ямы нет, то возможность опрокидывания, даже на
автомобиле с высокорасположенным центром тяжести (самосвале,
автоцистерне, автобусе), мало реальна.
Методика
стабилизации автомобиля при вращении включает три последовательных
приема.
1.«Доворот»
вращением вокруг передней оси до 180°.Выполняется в фазе
докритического заноса поворотом рулевого колеса по направлению
вращения с резким дросселированием при максимальной частоте вращения
коленчатого вала двигателя.
2.Разворот
вращением вокруг задней оси — «полицейский разворот».
3.Выравнивание
из вращения опережающим скоростным рулением и увеличением тяги
двигателя.
Этот способ
стабилизации считается элементом высшей школы мастерства, его
сложность связана с необходимостью:
·опережающих
действий в каждой из фаз стабилизации. Начало каждого приема
накладывается на заключительную фазу предыдущего, особенно в рулении
и дросселировании;
·четкой
последовательной координации действий по управлению. Каждая операция
совершается за определенное время, что позволяет поддерживать
постоянный вращающий импульс;
·предельно
быстрого перевода рулевого колеса из одного крайнего положения в
другое, что обеспечивается работой двух рук или одной руки;
·чередования
трех вариантов дросселирования — резкое на максимальных оборотах,
при закрытом дросселе, мягкое опережающее с увеличением тяги.
Самым сложным
является очень быстрый перевод колес из одного крайнего положения в
другое. Это позволяет перейти от вращения вокруг передней оси к
вращению вокруг задней.
Активные действия
по стабилизации следует применить тотчас после преодоления фазы
критического заноса, когда полностью теряется возможность выровнять
автомобиль для прямолинейного движения (угол заноса около
120°—180°). Нужно не просто прекратить борьбу с вращением
автомобиля, а использовать инерцию вращения, чтобы автомобиль
повернулся еще на 180° и вернулся к прямолинейному движению после
полного разворота на 360°.
Последовательность
действий по стабилизации автомобиля (например, вращением против
часовой стрелки) зависит от двух условий.
1.Водитель,
пытаясь стабилизировать автомобиль в критическом заносе, повернул
рулевое колесо вправо до упора. При этом он должен:
·выключить
сцепление, чтобы после вращения на 180°перейти к движению задним
ходом по инерции;
·включить
сцепление, выровнять рулевое колесо, увеличить мощность двигателя
перед завершением полного оборота (в фазе вращения 300°—360°).
2.
Водитель не сумел среагировать на вращение, и передние колеса
остались в прямом относительно автомобиля положении. При этом
условии водитель должен:
·
резко, с максимальной скоростью (!) повернуть рулевое колесо в
сторону заноса, чтобы избежать неуправляемого бокового скольжения;
·
выключить сцепление;
·
включить сцепление и выровнять рулевое колесо для прямолинейного
движения.
Для того чтобы
автомобиль сохранил прямолинейную траекторию во время вращения,
необходимы предельно высокая скорость руления и опережающие действия
по выравниванию в заключительной фазе, чтобы не дать автомобилю
совершить второй оборот вокруг вертикальной оси.
Установлена блокировка рекламы, содержимое сайта может отображаться некорректно, добавьте сайт Club-Picanto.ru в белый список. Участвуйте в развитии сайта.