Воскресенье - 24 Ноября 2024 - 07:20
ГлавнаяСтатьи клубаМастерство, обучениеПриемы контраварийного вождения
ГЛАВА 7. Повышение управляемости и устойчивости в процессе поворота (часть 6)
Приемы контраварийного вождения
11 Августа 2008
3625
0.0

ГЛАВА 7. Повышение управляемости и устойчивости в процессе поворота (часть 6)

7.18. Стабилизация автомобиля при раскачивании

 

Стабилизация автомобиля при продольном раскачиванииОчень часто участок после спуска или его последняя часть «выкат» имеет много неровностей. Такие опасные участки встречаются на спусках с некачественной подосновой. Тяжелые грузовые автомобили интенсивно тормозят на спусках и превращают эти участки в «волны». Прохождение таких препятствий на автомобиле сопровождается ритмичным раскачиванием. Усиливающийся резонанс подвески может привести к критической ситуации, особенно при интенсивном торможении.

 

Чаще всего водители действуют в такой ситуации с опозданием, не прогнозируя опасности на участке с небольшими неровностями. Однако не следует дожидаться многократного раскачивания автомобиля, так как каждый последующий импульс сопровождается увеличением амплитуды и подбросом передних колес. Следствием этого может стать потеря устойчивости и управляемости. Сохранить стабилизацию, а точнее, вернуть ее, сложно из-за того, что попытка торможения, предпринятая в фазе разгрузки передних колес (подскок), вызывает резкую блокировку колес, а в фазе загрузки — «клевок». И то, и другое явление нарушает стабилизацию автомобиля. Экстремальность ситуации может усугубиться из-за неисправных амортизаторов, мягких пружин и других дефектов подвески автомобиля.

 

Резонанс необходимо погасить на ранней стадии резкими импульсами дросселирования или одним или несколькими тормозными усилиями левой ноги при открытом дросселе.

 

Для стабилизации автомобиля можно рекомендовать и следующие приемы:

 

·         резко «закрыть, открыть газ». При необходимости повторить эти действия многократно и бессистемно (!);

 

·         не прекращая дросселирования, дважды или многократно нажать и отпустить тормозную педаль. Блокирование колес должно быть исключено, а тормозные импульсы не должны попасть в резонанс с раскачиванием;

 

·         резко выполнить прием «тормоз—газ» правой ногой. Вслед за коротким тормозным усилием должно последовать резкое открытие дросселя.

 

Наиболее сложным нужно считать экстренное торможение на «гребенке» или «волнах», сопровождающееся раскачиванием и «рысканьем» автомобиля.

 

Оптимальными способами торможения могут быть:

 

·         импульсное торможение левой ногой при открытом дросселе;

 

·         прерывистое торможение правой ногой с асимметричной структурой (с различными по времени периодами растормаживания);

 

·         «хаотичное» торможение с диссонансом тормозных эффектов (c бессистемным приложением разных по продолжительности и величине тормозных усилий и включением понижающих передач).

 

В связи с тем, что режим раскачивания может сопровождаться серией ритмических заносов задней оси, «винтовых нагрузок» (непредсказуемых перераспределений веса автомобиля по осям и отдельным колесам) и соскальзыванием передней оси, необходима постоянная многократная коррекция рулевым колесом рывковыми действиями во время торможения и стабилизации автомобиля.

 

Продольное раскачивание автомобиля может возникнуть при быстром движении по ухабистой загородной дороге особенно на «мягких» американских моделях или автомобилях с большим пробегом. Спортсмены ралли-рейдов держат в готовности левую ногу, чтобы не отпуская педаль газа, коротко среагировать на раскачивание автомобиля не теряя «подъемную» силу тянущих передних колес.

 

7.19. Аквапланирование

 

Стабилизация при аквапланированииКогда автомобиль на большой скорости преодолевает водную поверхность (лужу, яму с водой, реку), то возникает явление аквапланирования, при котором начинается скольжение колес по поверхности воды. При этом управляемость автомобиля уменьшается и может практически прекратиться.

 

Критическая ситуация чаще всего возникает после аквапланирования, когда передние колеса вступают в контакт с твердым грунтом. Когда автомобиль попадает в лужу, контакт с препятствием (водой) чаще всего происходит вначале одним из передних колес. Торможение при этом вызывает вращательный импульс и занос под определенным углом, под которым автомобиль попадает в воду. Даже хорошо подготовленный профессионал тотчас реагирует на занос, забывая, что реакция опоры не дает желаемого результата по стабилизации автомобиля. Когда автомобиль выходит на твердый грунт, его колеса повернуты и быстро реагируют. Реакция оказывается очень сильной в связи с тем, что задние колеса, скользящие по воде, не влияют на управление. Возникающий повторный занос, направленный в противоположную сторону, и является тем экстремальным моментом, который может привести к вращению и опрокидыванию, если водитель опаздывает со стабилизацией автомобиля тотчас после аквапланирования.

 

Преодоление серии луж правыми или левыми колесами вызывает многократную реакцию от переднего колеса на рулевое колесо, особенно на современных автомобилях, оборудованных реечным рулевым механизмом (ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, Москвич 2141).

 

Выпрямление траектории для преодоления лужиОсобенно остро на попадание в лужу реагируют переднеприводные автомобили и полноприводные «Джипы» с широкими покрышками. Эта реакция может быть неожиданной по воспринимаемому руками усилию и существенной по силе. При «свободном» произвольном захвате кончиками пальцев рулевое колесо может быть выбито из рук водителя и автомобиль совершит непроизвольный маневр, который приведет к ритмическому заносу. Сохранить устойчивость при аквапланировании можно следующими приемами:

 

·         при преодолении водных преград, когда все колеса автомобиля подвержены аквапланированию, нужно предварительно стабилизировать автомобиль для прямолинейного движения, исключить любые маневры и повороты рулевого колеса, сохранить прямое положение колес;

 

·         при преодолении водной поверхности одной стороной автомобиля загрузить предварительным маневром колеса, которые находятся на грунте, применить силовое стопорящее руление, чтобы сопротивляться повороту колес, попавших в воду, приготовиться к экстренной реакции на занос после аквапланирования. Для удержания рулевого колеса нужно развести локти в стороны и напрячь не только мышцы рук, но и мышцы спины. Эта рекомендация особенно актуальна для женщин и мужчин, у которых мышечные группы рук недостаточно развиты;

 

·         при попадании в воду одного управляемого колеса нужно задержать реакцию на занос до контакта с плотным грунтом и начать реакцию по стабилизации тотчас после прохождения лужи. Если допущена ошибка при стабилизации, то нужно быстро приготовиться к реакции на ритмический занос.

 

При преодолении большой лужи в повороте желательно применить тактику «двойного входа». Нужно преодолеть лужу по прямой и построить траекторию с двумя поворотами: одним до лужи, а другим после нее.

 

Особую осторожность нужно проявить при скоростном движении по колее, наполненной водой. Такие проблемы встречаются на асфальтированных дорогах. Автомобиль начинает «рыскать» и раскачиваться. Водитель остерегается сместить его левее, т.к. из-под встречных грузовиков летит водяной шлейф, заливая лобовое стекло. Правее смещаться также опасно из-за близости обочины. Резкое торможение не даст эффекта из-за аквапланирования и может вызвать занос. Нужно плавно снизить скорость, чтобы опустить колеса на твердый грунт и постоянно подруливать, сохраняя прямолинейность движения.

 

В заключение можно дать водителям следующие рекомендации:

 

·         сохранять неподвижное положение рулевого колеса;

 

·         руки на рулевом колесе держите в положении «10—2»или «9—3» (по аналогии с цифрами на циферблате часов);

 

·         напрягая мышцы-сгибатели и мышцы-разгибатели рук, обеспечивайте сопротивление непроизвольному повороту рулевого колеса;

 

·         быстро реагируйте на занос после выхода на плотный грунт;

 

·         продолжайте борьбу за стабилизацию автомобиля, если не удалось этого достичь одномоментным действием рулевого колеса.

 

Владельцам российских переднеприводных автомобилей нужно иметь под рукой жидкость WD-40, чтобы не остаться на дороге с поднятым капотом из-за залитых водой контактов коммутатора и распределителя зажигания.

 

7.20. «Лежачий полицейский»

 

"Лежачий полицейский"Этим юмористическим термином водители окрестили искусственные тормозные препятствия в виде поперечных бугров, перекрывающих всю проезжую часть дороги для тех, чей гоночный менталитет не позволяет среагировать на дорожные знаки, ограничивающие скорость движения у школ, пешеходных переходов и других мест, где пересекаются пути людей и автомобилей. Т. к. препятствие создано искусственно и не всегда профессионально по высоте, конфигурации, информационному обеспечению, то для многих водителей возникает психологический эффект неожиданности, что порождает типичную грубую ошибку — позднее резкое торможение, приводящему к усилению удара колесами о препятствие. При экстренном торможении происходит дополнительная загрузка передней подвески весом автомобиля, уменьшается клиренс (дорожный просвет) и происходит встречный удар, когда автомобиль утыкается в препятствие. На высоких «лежачих полицейских» прочерчены поперечные бороздки от многочисленных контактов с низко сидящими и просевшими от возраста иномарками. Неприятно, что касание с препятствием может произойти самой низкой частью двигателя — поддоном картера, а это может повредить низко расположенный приемник масленого насоса и вывести из строя двигатель. Если на российских автомобилях есть возможность установки защиты картера из прочных современных материалов (сталь, титан, кевлар, алюминий), то многие иномарки считаются «беззащитными», т. к. низкий клиренс не позволяет это сделать.

Прежде чем познакомить читателя с приемами преодоления препятствия, следует отметить, что его «скоростная планка» (безопасная скорость) лежит в диапазоне 20—30 км/ч и рекомендуемая передача КПП — вторая, т. к. она позволяет создать дополнительную «подъемную силу» в режиме минимума крутящего момента двигателя (показатель тяги).

Среди многообразия способов преодоления «лежачего полицейского» следует выделить пять наиболее эффективных, которым пользуются спортсмены и профессиональные водители.

 

·         При минимальной скорости движения (ниже 10 км/ч) можно воспользоваться «подъемной силой» незначительно повысив тягу в момент контакта с препятствием. Главным условием для этого является возможность использования крутящего момента двигателя. Легче всего это получается при включенной второй передаче, как на механических, так и на автоматических коробках передач.

 

·         Если скорость автомобиля выше, чем 10 км/ч и крутизна бугра существенна, то можно создать эффект «подброса» за счет реакции разжатия пружин передней подвески после «клевка» автомобиля, вызванного коротким нажатием тормозной педали перед препятствием. В зависимости от начальной крутизны регулируется эффект подброса дозированным отпусканием педали тормоза (резко, плавно, с задержкой).

 

·         Наибольшую сложность в преодолении представляют металлические «полицейские». Т.к. нет плавного перехода с плоскости на дугу, режим «подброса» не позволит избежать удара о препятствие. Рекомендуемое действие: проезд под углом, возможным на данной полосе. Для этого автомобиль мягким маневром смещается в сторону, затем направляется под углом на препятствие, а в заключительной фазе колеса выставляются в положение «прямо». Контакт с препятствием происходит поочередно каждым колесом. Естественно, что автомобиль с независимой подвеской («Мерседес», «Хонда», «Запорожец») имеют определенное преимущество, например, перед автомобилем «Газель», у которого обе оси зависимы и опускание одного колеса вызывает подъем другого, и наоборот.

 

·         Если «лежачий полицейский» не перекрывает всю полосу движения и справа остается просвет асфальта, то лучшим способом преодоления будет «боковая разгрузка», позволяющая перевести часть веса на опорные колеса (в данном случае правые) и освободить, а если нужно приподнять левые колеса. Для выполнения приема нужно резким поворотом руля двумя руками без перехвата направить колеса на препятствие (в данном случае влево) и тотчас выровнять их, практически не дожидаясь реакции автомобиля. Автомобиль, как утка, перевалится на правые колеса и освободит левые от удара о бугор.

 

·         В условиях городского движения, когда скорость автомобиля существенно превышает безопасную, для преодоления этого типа препятствия применяется комбинированный способ, включающий последовательные действия (приемы):

 

·         при подходе к препятствию выполняется торможение правой ногой (плавное, если дистанция достаточна или экстренное ступенчатое, если расстояние минимальное);

 

·         не прекращая торможения, водитель выключает сцепление и включает вторую передачу с пропуском последовательности переключения. Педаль сцепления при этом не отпускается, если скорость автомобиля велика;

 

·         перед препятствием проводится энергичное дотормаживание, вызывающее «клевок» автомобиля;

 

·         перед контактом с препятствием — в последний момент — отпускается педаль тормоза;

 

·         как только передние колеса поднимаются на бугор, резко отпускается педаль сцепления и тотчас мягко и осторожно нажимается педаль «газа», чтобы исключить удар задними колесами о препятствие.

 




Комментарии (0)

avatar