ГЛАВА 1. Тактика и техника руления (часть 4)
1.4.
Опережающие и контраварийные действия
[2]
На
занос малой амплитуды реагируйте рывком двух рук без перехватов с
основным усилием той руки, в сторону которой выполняется поворот.
Стабилизировать
автомобиль в глубоком заносе можно приемом руления из двух
элементов: поворотом рывком двух рук на угол 60° с «подкрутом» одной
рукой на 120°.
Если вы выполнили
скоростной объезд препятствия (маневр вправо-влево или наоборот),
будьте готовы к глубокому заносу, который должен (!) возникнуть
после раскачивания автомобиля.
Когда ваш
автомобиль во вращении преодолел фазу критического заноса, выключите
сцепление и резко (!) поверните руль до упора в сторону заноса. Этим
приемом можно выровнять автомобиль для продолжения прямолинейного
движения.
Реакция на
глубокий занос переднеприводного автомобиля — быстрое
выключение-включение сцепления. Но не забывайте вслед за этим
увеличить подачу топлива.
Избежать
удара колесом об открытый колодец или глубокую боковую яму вам
поможет резкий огибающий маневр в сторону препятствия. Выполняется
он после загрузки колес силовым рулением двух рук без перехвата.
Если вы попали в
критическую ситуацию на повороте и во время стабилизации автомобиля
двигатель потерял мощность, то переходите к рулению левой рукой.
Правой быстро включите понижающую передачу, не дожидаясь, пока
автомобиль попадет на обочину.
Если вам не
удается избежать скользящего бокового удара передним колесом
переднеприводного автомобиля с реечным рулевым механизмом о бордюр
тротуара, то к удару необходимо приготовиться. Для этого разведите
локти в стороны, напрягите одновременно мышцы-сгибатели и
мышцы-разгибатели (бицепсы, трицепсы, дельтовидные, мышцы спины),
застопорите рулевое колесо! То же нужно предпринять при повреждении
передней покрышки. Сила удара по рукам будет очень значительна, и
если вы не успеете приготовиться, то в лучшем случае получите травму
руки, а в худшем окажетесь в перевернутом на крышу автомобиле.
Чтобы
получить интенсивный вращательный импульс для скоростного разворота
на узкой дороге или для экстренного торможения боковым скольжением,
выполните вначале контрсмещение автомобиля. Мягким дозированным
рулением двумя руками с амплитудой 15—60° уведите автомобиль в
сторону, противоположную повороту (развороту), а затем выполняйте
основной маневр. Два следующих друг за другом противоположно
направленных маневра приводят к явлению «динамический хлыст»,
необходимому во многих ситуациях.
Если ваша реакция
на критический занос автомобиля запоздала, попробуйте первый оборот
рулевого колеса сделать одной (левой) рукой, а затем, если не отпала
необходимость, перейти к рулению двумя руками. Руление одной рукой
вначале предпочтительно, так как предполагает меньше перехватов и
позволяет освободить правую руку для включения понижающей передачи.
Переход к рулению двумя руками необходим, чтобы более точно
повернуть передние колеса для стабилизации автомобиля.
Чтобы вернуть
управляемость переднеприводному автомобилю в заносе после того, как
вы прекратили дросселирование и повернули рулевое колесо в сторону
заноса, тотчас (!) выровняйте его и дайте тягу на ведущие колеса.
Доворачивать руль
переднеприводного автомобиля в критической ситуации до упора — дело
проигрышное: управляемость автомобиля снижается. Ситуация с
повернутыми до упора колесами часто становится очень тревожной, так
как в этом случае ни торможение, ни дросселирование вам не помогут.
Определите для себя те углы поворота рулевого колеса, увеличение
которых приведет к потере управляемости.
Когда исчерпаны
все возможности для торможения в критической ситуации, а автомобиль
на большой скорости уходит с дороги, можно применить контактное
торможение о внешние препятствия, чтобы остановиться. Косые удары
мягкими частями передних крыльев могут следовать друг за другом до
полной остановки автомобиля. Силовое рывковое руление может помочь
уменьшить последствия ДТП, если прекратить торможение. Если же вы
попытаетесь тормозить и маневрировать одновременно, то спрямите
траекторию и исключите возможность выбора.
|