6. |
Сигналы светофора и регулировщика |
6.1. |
В светофорах применяются световые сигналы зеленого, желтого,
красного и бело-лунного цвета. В зависимости от назначения сигналы
светофора могут быть круглые, в виде стрелки (стрелок), силуэта
пешехода или велосипеда и X-образные.
Светофоры с круглыми сигналами могут иметь одну или две
дополнительные секции с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок),
которые располагаются на уровне зеленого круглого сигнала. |
6.2. |
Круглые сигналы светофора имеют следующие значения:
Зеленый сигнал разрешает движение;
Зеленый мигающий сигнал разрешает движение и
информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен
запрещающий сигнал (для информирования водителей о времени в
секундах, остающемся до конца горения зеленого сигнала, могут
применяться цифровые табло);
Желтый сигнал запрещает движение, кроме случаев,
предусмотренных пунктом 6.14 Правил, и предупреждает о предстоящей
смене сигналов;
Желтый мигающий сигнал разрешает движение и
информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного
перехода, предупреждает об опасности;
Красный сигнал, в том числе мигающий, запрещает
движение.
Сочетание красного и желтого сигналов запрещает
движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала. |
6.3. |
Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок
красного, желтого и зеленого цветов*,
имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета,
но их действие распространяется только на направление (направления),
указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево,
разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным
знаком. * Вместо
красных и желтых стрелок в том же значении могут использоваться
круглые красные и желтые сигналы с нанесенными на них черными
контурными стрелками.
Такое же значение имеет зеленая стрелка в
дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции
означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой
секцией.
|
6.4. |
Если на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная
стрелка (стрелки), то она информирует водителей о наличии
дополнительной секции светофора и указывает иные разрешенные
направления движения, чем сигнал дополнительной секции. |
6.5. |
Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода (велосипеда),
то его действие распространяется только на пешеходов
(велосипедистов). При этом зеленый сигнал разрешает, а красный
запрещает движение пешеходов (велосипедистов). Для регулирования
движения велосипедистов может использоваться также светофор с
круглыми сигналами уменьшенного размера, дополненный прямоугольной
табличкой белого цвета размером 200 x 200 мм с изображением
велосипеда черного цвета. |
6.6. |
Для информирования слепых пешеходов о возможности пересечения
проезжей части световые сигналы светофора могут быть дополнены
звуковым сигналом. |
6.7. |
Для регулирования движения транспортных средств по полосам проезжей
части, в частности по тем, направление движения по которым может
изменяться на противоположное, применяются реверсивные светофоры с
красным X-образным сигналом и зеленым сигналом в виде стрелы,
направленной вниз. Эти сигналы соответственно запрещают или
разрешают движение по полосе, над которой они расположены.
Основные сигналы реверсивного светофора могут быть дополнены желтым
сигналом в виде стрелы, наклоненной по диагонали вниз направо или
налево, включение которой информирует о предстоящей смене сигнала и
необходимости перестроиться на полосу, на которую указывает стрела.
При выключенных сигналах реверсивного светофора, который
расположен над полосой, обозначенной с обеих сторон разметкой 1.9,
въезд на эту полосу запрещен. |
6.8. |
Для регулирования движения трамваев, а также других маршрутных
транспортных средств, движущихся по выделенной для них полосе, могут
применяться светофоры одноцветной сигнализации с четырьмя круглыми
сигналами бело-лунного цвета, расположенными в виде буквы "Т".
Движение разрешается только при включении одновременно нижнего
сигнала и одного или нескольких верхних, из которых левый разрешает
движение налево, средний - прямо, правый - направо. Если включены
только три верхних сигнала, то движение запрещено. |
6.9. |
Круглый бело-лунный мигающий сигнал, расположенный на
железнодорожном переезде, разрешает движение транспортных средств
через переезд. При выключенных мигающих бело-лунном и красном
сигналах движение разрешается при отсутствии в пределах видимости
приближающегося к переезду поезда (локомотива, дрезины). |
6.10. |
Сигналы регулировщика имеют следующие значения: Руки
вытянуты в стороны или опущены
- со стороны левого и правого бока разрешено движение трамваю
прямо, безрельсовым транспортным средствам прямо и направо,
пешеходам разрешено переходить проезжую часть;
- со стороны груди и спины движение всех транспортных средств
и пешеходов запрещено.
Правая рука вытянута вперед
- со стороны левого бока разрешено движение трамваю налево,
безрельсовым транспортным средствам во всех направлениях;
- со стороны груди всем транспортным средствам разрешено
движение только направо;
- со стороны правого бока и спины движение всех транспортных
средств запрещено;
- пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной
регулировщика.
Рука поднята вверх
- движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено во
всех направлениях, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14
Правил.
Регулировщик может подавать жестами рук и другие сигналы, понятные
водителям и пешеходам.
Для лучшей видимости сигналов регулировщик может применять жезл
или диск с красным сигналом (световозвращателем). |
6.11. |
Требование об остановке транспортного средства подается с помощью
громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на
транспортное средство. Водитель должен остановиться в указанном ему
месте. |
6.12. |
Дополнительный сигнал свистком подается для привлечения внимания
участников движения. |
6.13. |
При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или
регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком
6.16), а при ее отсутствии: (в ред. Постановления Правительства
РФ от 14.12.2005 N 767)
- на перекрестке - перед пересекаемой проезжей частью (с
учетом пункта 13.7 Правил), не создавая помех пешеходам;
- перед железнодорожным переездом - в соответствии с пунктом
15.4 Правил;
- в других местах - перед светофором или регулировщиком, не
создавая помех транспортным средствам и пешеходам, движение
которых разрешено.
|
6.14. |
Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии
регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к
экстренному торможению в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил,
разрешается дальнейшее движение. Пешеходы, которые при подаче
сигнала находились на проезжей части, должны освободить ее, а если
это невозможно - остановиться на линии, разделяющей транспортные
потоки противоположных направлений. |
6.15. |
Водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и
распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам
светофора, требованиям дорожных знаков или разметки. В случае если
значения сигналов светофора противоречат требованиям дорожных знаков
приоритета, водители должны руководствоваться сигналами светофора.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 24.01.2001 N
67) |
6.16. |
На железнодорожных переездах одновременно с красным мигающим
сигналом светофора может подаваться звуковой сигнал, дополнительно
информирующий участников движения о запрещении движения через
переезд. |
|