Число ДТП, оформленных по европротоколу, в июле значительно выросло. В Российском союзе автостраховщиков связывают увеличившееся количество обращений с введением нового штрафа: с 1 июля водителей, чьи машины попали в легкое ДТП и остаются на проезжей части, создавая помеху дорожному движению, штрафуют на 1 тысячу рублей. Представитель РСА говорит, что 80% происходящих на дорогах ДТП можно смело оформлять по европротоколу. Однако водители все еще с недоверием относятся к упрощенному способу оформления ДТП.
По данным РСА, в июле по всей России было зафиксировано 21 879 обращений в рамках европротокола, при этом страховые выплаты были произведены в 18 291 случае. Как пояснил представитель РСА в беседе с корреспондентом Autonews.ru, статистика причин отказа в выплате как таковая не ведется. При этом он указал, что доля отказов постепенно снижается. В первом полугодии она была равна 10,2%, во втором – уже 9,26%, а за первые шесть месяцев 2015 . уменьшилась до 8,48%. К примеру, в Москве на 506 обращений по европротоколу в феврале приходилось 82 отказа в выплате, то есть 16,2%. В апреле доля отказов сократилась до 10,8%, а в июле до 8,5%. Схожая картина наблюдается и в других крупных городах.
При этом и для Москвы, и для регионов европротокол на сегодняшний день – это наименее популярный способ оформления ДТП, говорит руководитель департамента по связям с общественностью «Росгосстраха» Андрей Бирюков. «Причиной является ограничение по сумме выплаты и частые ошибки в оформлении ДТП, что приводит к сложностям при урегулировании страхового случая. Страховщики в меру возможностей уведомляют страхователей о порядке оформления таких ДТП, но при покупке полиса клиенты совсем не всегда усваивают информацию, связанную с урегулированием, воспринимая ОСАГО в качестве обязательства, которое необходимо исполнить», - утверждает Бирюков.
Наибольшее количество обращений по европротоколу в июле, по данным РСА, отмечено в Москве и Санкт-Петербурге. В столице из 10 819 обращений в страховую 1536 было оформлено по упрощенной схеме, тогда как в предыдущие месяцы этой возможностью пользовались 500-600 раз. При этом в процентном соотношении от общего количества страховых случаев доля европротокола в Москве невелика. В Санкт-Петербурге она выше: 1079 из 4457 обратившихся. то есть 24,2%. Высокое, в сравнении с регионами, количество оформлений по европротоколу в Москве и Петербурге объясняется тем, что две столицы находятся в привилегированном положении: лимит выплат здесь достигает 400 000 рублей, тогда как для остальной России он ограничен планкой в 50 000 рублей. Вместе с тем в прошлом месяце европротокол набирал популярность и в других крупных городах. Например, в Самаре и Екатеринбурге, при меньшем количестве оформленных ДТП, я его доля оставила 20,7 и 32,2 % соответственно.
Представитель РСА признает, что у страхователей зачастую возникают проблемы при самостоятельном оформлении ДТП без вызова инспектора ГИБДД. Для объяснения тонкостей европротокола союз автостраховщиков выпускает видеоролики и памятки, а также консультирует водителей по телефонам горячей линии.
Анализ извещений, проведенный РСА, показал, что наибольшую сложность представляет заполнение пункта №16 «Обстоятельства ДТП». Зачастую водители проставляют галочки в нем так, что возникает противоречивая ситуация. Кроме того, они часто забывают указать количество отмеченных клеток – это последняя позиция пункта 16. В РСА особо отмечают: для того, чтобы правильно отобразить маневры автомобиля, нужно понимать разницу между стоянкой и остановкой; обгоном и сменой полосы.
Еще один сложный пункт в извещении – 17-й, «Схема ДТП». Страхователи либо не рисуют схему ДТП вообще, либо изображают на ней только два попавших в аварию автомобиля, тогда как на ней необходимо указать контуры проезжей части, название улиц, разметку, указатели, светофоры, направление движения и место удара – все то, что прояснит обстоятельства произошедшей аварии. Сложную схему аварии можно составить на отдельном листе бумаги, говорится в пояснениях РСА, но при этом в извещении о ДТП нужно указать, что эта схема к нему прилагается. Кроме того, ее должны подписать оба водителя. Также важно собрать контакты свидетелей происшествия.
Важно отметить все наружные повреждения автомобиля; установить и описать скрытые – задача экспертов впоследствии. А до того, как участники ДТП освободят проезжую часть, они должны зафиксировать обстоятельства аварии на фото или видеокамеру, изобразить схему ДТП в извещении. Фотографировать следует общий план места происшествия, столкнувшиеся автомобили со всех сторон, поврежденные детали, их обломки, следы торможения.
РСА напоминает, что для Москвы и Петербурга, а также Московской и Ленинградской областей лимит выплат увеличен до 400 000 рублей. Но претендовать на эту сумму можно в том случае, если место ДТП снято с помощью аппаратуры, поддерживающей глобальные навигационные спутниковые системы, что позволяет установить координаты участвовавших в ДТП транспортных средств.
«В первую очередь, надо трезво оценить повреждения и обстоятельства ДТП, – рекомендует заместитель начальника управления розничного страхования СПАО «РЕСО-Гарантия» Никита Ситников. – Зафиксировать при помощи фото положение машин на проезжей части, полученные повреждения, а также максимально подробно отразить эти факты в извещении о ДТП. При использовании европротокола, по сути, именно это извещение и сообщает страховщику максимум информации для рассмотрения страхового случая».
Одно из условий оформления ДТП по европротоколу – отсутствие разногласий по обстоятельствам аварии. Оно подтверждается подписями участников ДТП в пункте 18, зачастую они забывают расписаться. Важно помнить, что водители должны отправить заполненные извещения в страховую не позднее, чем через пять рабочих дней после происшествия. А к ремонту можно приступать только через 15 дней. Можно и раньше, но для этого потребуется письменное согласие страховой.
Консультацию по европротоколу можно получить и в колл-центре страховщика. «Мы агентская компания, у нас у каждого клиента есть агент. – рассказывает заместитель начальника управления розничного страхования СПАО «РЕСО-Гарантия» Никита Ситников. – Задача агента информировать клиента по всем условиям страхования, а также давать ему рекомендации по оформлению страхового случая».
В июле департамент информационных технологий Москвы (ДИТ) пообещал запустить бесплатный SMS-сервис для автомобилистов, позволяющий получить инструкцию по оформлению европротокола. Пока же этот сервис находится в разработке, но в официальном мобильном приложении «Транспорт Москвы» можно найти все интересующие сведения – основные определения, условия, сведения о лимите выплат.
Руководитель юридической компании «ГлавСтрахКонтроль» Николай Тюрников считает европротокол в теории удобным, так как он позволяет сэкономить время ожидания ГИБДД, но залог его успеха как инструмента оформления ДТП – это, по мнению юриста, отсутствие негативных финансовых последствий для автовладельцев. Тюрников опасается, что рост обращений по европротоколу вызван мерой административного воздействия и при большом количестве отказов в выплате со стороны страховщиков популярность упрощенного оформления ДТП может снизиться.
«Сейчас применен метод кнута, с июля введен штраф за неоформление по европротоколу. Это путь абсолютно неправильный и ошибочный. Человек, зная о том, что ему будет выписан штраф, оформляет ДТП по европротоколу. Правильный путь – это создать уверенность в том, что страховая компания в случае упрощенного оформления не откажет в выплате. Мои опасения связаны с тем, что люди, оформившие ДТП по европротоколу, не получат выплату или получат, но заниженную. Если количество таких людей вырастет, пойдет обратная волна и маятник качнется в другую сторону», - убежден Тюрников.
Но в страховых компаниях опасаются, что упрощенными схемами оформления аварии без вызова ГИБДД будут активно пользоваться мошенники. «Из-за высокого уровня мошеннических действий страховщики предпочитают использовать дополнительные опции, предусмотренные законом, например, обязанность предоставления транспортного средства причинителя вреда», – говорит представитель «Росгосстраха» Андрей Бирюков.
Несмотря на это, по мнению Тюрникова, отказов по европротоколу не должно быть вообще: «Отказ может состояться только в одном случае: если докажет, что клиент мошенник и только по решению суда. Придирок к человеку, который что-то не написал в извещении, быть не должно. Есть факт ДТП, есть факт причинения вреда транспортному средству», – резюмирует эксперт.
Евгений Багдасаров Фото: Сайганов Александр / Фотобанк Лори Инфографика: Российский Союз Автостраховщиков
Установлена блокировка рекламы, содержимое сайта может отображаться некорректно, добавьте сайт Club-Picanto.ru в белый список. Участвуйте в развитии сайта.