Производители заявляют В первую очередь стоит понимать, что производитель производителю рознь. Невозможно протестировать каждую собранную машину, как и объективно оценить работу заводских испытательных лабораторий. Сравнивать стендовые испытания опытного образца с дорожными показателями довольно сложно и не всегда корректно. Сегодня в Европе действует директива 1999/100/EC (на базе директив 70/220/EEC и 80/1268/EEC), в которой изложены унифицированные требования к получению данных по выбросу CO2 и расходу топлива. Там скурпулёзно описаны условия теста, требования к техническому состоянию и способы измерений. Расход топлива, моделирующий городское вождение. Испытание разбивают на пять циклов, в первом разгон чередуется с имитацией движения на постоянной скорости, торможением тормозами, двигателем, работе на холостых. Затем снова ускорение с изменением последовательности действий. Каждое действие длится от 2-3 сек. (торможение) до 24 сек. (движение на постоянной скорости). Расход топлива, моделирующий загородное вождение. Проводится четыре продолжительных заезда, каждый раз со своей постоянной скоростью. Результаты считаются по указанным формулам в пределах установленных погрешностей. При значительных расхождениях показатели получают заново. На выходе Евросоюз получает наиболее приближенные к реальности данные, на основании которых любой производитель имеет право начать продажи на территории любой европейской страны.
Бензин или дизель Вопрос выбора типа двигателя всегда актуален. При выборе «дизеля» экономия топлива может быть довольно значительной. Но почему? Основной причиной является степень сжатия, обеспечивающая более высокий КПД. Напомним, что степенью сжатия называют отношение полного объёма цилиндра к объёму камеры сгорания. Для дизельного мотора она составляет 20-22, в то время как для бензинового двигателя аналогичного объёма этот показатель находится на уровне 9-10. Кроме того, дизель почти всегда использует одинаковое количество воздуха, увеличивая количество топлива с возрастанием нагрузки. При этом максимальная масса затраченного дизтоплива будет в 1.5-1.7 раз меньше, чем бензина на равном по литражу двигателе. Рассмотрим трёхлитровые двигатели BMW на моделях пятой серии. Все динамические характеристики дизеля превосходят данные бензинового мотора. Он более прыток, экономичен, а крутящий момент значительно выше. Таким образом, обладатели «дизеля» имеют преимущество в скорости набора оборотов, предоставляя водителю большую эластичность. Но чудес не бывает. На примере сравнения мы видим, что стоимость конкретной дизельной версии BMW дороже бензиновой на 113 тыс. рублей. Вся хитрость заключается в сложности дизельного силового агрегата. Их ремонт настолько трудоёмок, что порой легче сменить мотор, чем отправлять его в Германию. Всё дело в том, что во время работы «дизеля» необходимо обеспечить стабильность регулировочных параметров системы подачи топлива и исключить перегрев, что подразумевает тонкую настройку, по сравнению с бензиновым. В нашей стране качество топлива находится на неприемлимо низком уровне. Поэтому производители не стремятся выводить свои «дизеля» на российский рынок. Никакие заграничные хитрости, типа улучшения качества распыления форсунок или изобретения новой системы впрыска Common rail, не помогут при таком безалаберном отношении к переработке нефтепродуктов. Ещё один негативный фактор – запуск дизеля при низких температурах. С этой проблемой помогут справится автономные отопители (см. ниже).
Реальный расход топлива Как показывает практика, новые автомобили распространённых марок наиболее приближены к стендовым показателям. Жаль они не продаются с заводским топливом и стендом. Все элементы автомобиля, так или иначе воздействующие на нагрузку коленвала, имеют отношение к расходу топлива. Высокий коэффициент лобового сопротивления? На его преодоление нужно чуть больше бензина. Изношенность тормозных дисков? Возможно, закушены поршнями суппортов, что равносильно легкому притормаживанию. Приспущены шины? Увеличена площадь трения с дорогой. Плюс неизвестный элемент качества горючего. Повышение расхода топлива в первую очередь сигнал о неисправности. Но не стоит стремглав бросаться навешивать аэродинамический обвес, проверять давление в колесах или изношенность тормозной системы. Воздействие таких факторов будет незаметно подтачивать карман незадачливого автолюбителя. Зато при увеличении частоты посещений автозаправочных станций стоит оценить состояние свечей, высоковольтных проводов, исправность лямбда-зонда, определить момент зажигания. Расход топлива возрастает при повышении нагрузки в электроцепи. Существует прямая зависимость между потребляемой мощностью и увеличением потребления горючего. Для легковых автомобилей каждый потребляемый киловатт оборачивается одним лишним литром в час. С этой точки зрения кондиционер является самым энергозатратным из всех видов автомобильного оборудования. Он забирает до 10% мощности двигателя, что аналогично сказывается на расходе. Здесь стоит упомянуть такую вещь как автономный отопитель (типа Webasto). Этот прибор не используется во время движения и нужен только для предстартового подогрева двигателя и салона. Каждый час работы отопителя обойдётся теплолюбивому владельцу в 400 мл топлива. Очень сильно влияет масса и загруженность автомобиля. Даже для перевозки полного бака нужно сжечь немного горючего. Из таких мелких нюансов рождаются большие расходы. Но самая распространенная причина повышенного расхода топлива – водитель. Именно он дозирует тягу двигателя и составляет маршрут передвижения. Только от него зависит количество включённых электроприборов, и только он пользуется кондиционером. Чем агрессивней ездит человек, тем быстрее опустошается его бак. Эта закономерность проста: частые ускорения, торможения, переходы на низшую передачу - варьируют нагрузку работы мотора в широком диапазоне, каждый раз провоцируя лишний "сброс" топлива. Чем равномерней распределится ускорение, тем рациональней потребляется топливо. Самый экономичный режим работы двигателя - холостые обороты. Изменение режима, кроме выключения, всегда приведёт к повышению трат горючего. Одна из граней водительского искусства заключается в постоянном контроле тяги двигателя. Когда Вы сможете поддерживать обороты двигателя в любом диапазоне, то Вам не составит труда двигаться в любом режиме, хоть в экономичном, хоть летая на форсаже.
Принципиальна ли разница в расходе?
На фотографиях представлены яркие представители своих видов: Toyota Auris 1.6 (124 л.с.) со знаменитой системой изменения фаз газораспределения VVT-i и супер не экономичный Hummer 2 с шестилитровым агрегатом (322 л.с.). Как следует из сравнения, средний показатель расхода топлива на 100 км для первого автомобиля составляет 6.9 литров, а «истребитель топлива» потребляет больше 21 литра. При этом удельная мощность автомобилей, т.е. количество лошадей на тонну массы, различается незначительно – у Auris’а это 95 л.с./т, Hummer - 111 л.с./т. Разница в 16 сил при несоизмеримой стоимости машин. Как уменьшить расход топлива? Если уж вы хотите экономить топливо, то вот несколько советов: * Не вжимайте педаль в пол на каждом светофоре. * Будьте спокойны и своевременно переключайтесь на повышенные передачи. * Не пользуйтесь кондиционером без необходимости. * Закрывайте окна и избавьтесь от дополнительных багажников на крыше. * Давление в колёсах должно соответствовать рекомендованному производителем. |
Комментарии (0) | |