Система техосмотра в России де-факто не работает. И вот на дорогах вновь появились машины с ослепляющим «колхозным ксеноном». Значит, пора напомнить, почему нельзя вмешиваться в заводскую оптику, и как за это могут наказать.
Ксеноновая лампа, в отличие от обычной, не имеет вольфрамовой нити накаливания. Ее роль выполняет электрическая дуга, которая зажигается меж двух электродов в колбе с особым инертным газом — ксеноном. В результате получается яркий, насыщенный источник света, максимально приближенный по спектру к дневному. Плюс к тому, газоразрядные лампы долговечнее распространенных «галогенок» (подробнее об этом — в материале «Фары будущего: «ксенон», «галоген» или светодиоды?» ). Неудивительно, что магазины аксессуаров не испытывают недостатка в желающих доработать фары своего автомобиля. Но любая ли оптика это позволяет?
Ксеноновые лампы в разы долговечнее и мощнее обычных «галогенок», а электрической энергии при этом тратят гораздо меньше Точка фокуса
Максимально хорошо освещать дорогу, не допуская ослепления других участников движения, — главная миссия всех автомобильных фар. К примеру, в самой распространенной галогенной оптике свет лампы должен сначала правильно добраться до отражателя, затем сфокусироваться (в «прожекторной» оптике за это отвечает специальная линза), миновать прозрачный защитный колпак и только потом упасть на дорогу пучком строго определенной формы.
Слева — традиционная фара со свободным отражателем, который разделен на вертикальные и радиальные участки. Справа — более совершенная и компактная «прожекторная» оптика, состоящая из эллипсоидного отражателя и собирающей линзы
Правильно — это когда свет лампы в полном объеме попадает на поверхность отражателя, который, в свою очередь, поделен на небольшие сегменты, имеющие собственное фокусное расстояние и отвечающие за освещение отдельного участка дороги. Также выходящий из фары пучок света обязательно должен иметь выраженную светотеневую границу, а по дороге распределяться асиметрично (сторона обочины освещается сильнее, чем «встречки»). Поэтому при разработке фары инженеры тратят уйму времени на компьютерное моделирование геометрической формы самой оптики, ее отражателей, линз, учитывая при этом световую мощность ламп и их тип.
«Ксенон» должен быть штатным
А теперь посмотрим, что происходит, когда внутрь обычных галогенных фар ставят кустарные ксеноновые лампы. Для лучшего понимания сравним такую оптику с водопроводным краном в вашей ванной, а свет — с льющейся из него водой. Если все в порядке, поток жидкости падает вниз сплошной струей, точно как свет от штатной лампы фокусируется в один выраженный пучок. Однако же если вместо крана «приколхозить» что-то вроде насадки для душа, то вода станет брызгать во все стороны...
Примерно по тому же сценарию действует и самопальный «ксенон». Свет от мощных ламп попросту не попадает в расчетный фокус отражателя фары (ещё бы, ведь вместо тонкой нити накаливания теперь крупная колба!), создавая абсолютно лихорадочное рассеивание яркого света, буквально сжигающего глаза пешеходов, водителей встречных и попутных машин. А теперь прибавьте к этому беспорядочному свечению еще и отсутствие дополнительных устройств, которые по закону обязательны для всех автомобилей, оснащенных «ксеноном»: автоматического корректора угла наклона фар в зависимости загрузки автомобиля и омывателя головного света.
Вот, что об этом говорит официальный документ «Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств»: Пункт 1.3.14.6. Фары ближнего света, источник света которых представляет собой газоразрядную лампу, должны быть оснащены устройством фароочистки и работоспособным автоматическим корректирующим устройством регулировки угла наклона. Пункт 1.3.14.7. Использование газоразрядных источников света (категории D) на транспортных средствах, не оснащенных автоматическими корректорами фар, не допускается. Автоматические корректоры фар на транспортных средствах, оснащенных фарами с газоразрядными источниками света, должны быть работоспособны.
При этом владельцы автомобилей с «колхозным ксеноном» объясняют свои доработки безопасностью движения. Мол, если я лучше вижу дорогу, значит, быстрее замечу опасность. Но даже не думают, какой вред они наносят водителям вокруг. Во-первых, яркая вспышка нарушает нормальное зрительное восприятие, из-за чего человек банально не может верно оценить расстояние до впередиидущей машины. Во-вторых, из-за резкого сужения глазных зрачков притупляется скорость реакции, происходит мгновенная дезориентация в пространстве. Вдобавок, восстановление зрительных функций после ослепления может длиться около двух минут, а то и дольше. Проще говоря, риск аварии заметно повышается.
В ответе за «колхоз»
Ситуация усугубляется тем, что сейчас перед любителями самопального «ксенона» стоит не так много преград. Не подходит цоколь лампы и нужны блоки розжига? Ничего страшного, сейчас на рынке существует масса дешевых переходников и трансформаторов напряжения абсолютно под любую фару. Назрела необходимость получить диагностическую карту? Тем более не проблема. В нашей стране эта процедура стала скорее условной: только плати деньги и проходи техосмотр вообще on-line хоть с нештатным «ксеноном», хоть вовсе без фар... Тем не менее, в российском законодательстве все же имеется комплекс наказаний для водителей «ослепительных» автомобилей.
Начнем с того, что водитель с «колхозным ксеноном» не соблюдает «Требования безопасности к техническому состоянию и методам проверки», нарушая пункт 4.3 — «Требования к внешним световым приборам и светоотражающей маркировке»:
Пункт 4.3.1. Количество, тип, расположение, режим работы и цвет огней внешних световых приборов на АТС должны соответствовать требованиям конструкции автотранспортного средства. Далее подтверждаем обвинение, обращаясь к пункту 3.4, но уже «Перечня неисправностей, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств (приложение к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации)»:
«На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора». А в заключение выносим приговор, ссылаясь на третий пункт статьи 12.5 КоАП РФ «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена»:
«Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ) влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов и приспособлений».
Проще говоря, поставил нештатный «ксенон» — лишился прав! И вскоре контроль за такими нарушениями может быть усилен.
Из-за того, что контроль за техническим состоянием автомобилей перешел из государственных органов в руки страховых компаний, число машин с «кустарным ксеноном» резко возросло. Но как таковой точной статистики по количеству подобных нарушителей и аварий по их вине, к сожалению, нет. Впрочем, органы власти утверждают, что по России за 2014 год они привлекли к ответственности около 2 000 водителей. А от всего числа автомобилей нашей страны (примерно 40 миллионов) это получается 0,005 %... Согласитесь, если бы доля была настолько мала, то никто бы этот вопрос даже не поднимал. Компания OSRAM оценивает долю автомобилей с нештатным «ксеноном», как каждый десятый автомобиль. Эта цифра безусловно высока, поскольку такие „слепящие“ автомобили очень сильно влияют на безопасность дорожного движения Алексей Кутенков менеджер по продукту отдела «Специальное освещение» компании OSRAM Russia
Как же легально установить «ксенон»?
Никак! С 2014 года в силу вступил Приказ МВД России от 22.12.2014 года № 1123, отменяющий действия приказов по легализации различных изменений в конструкции транспортного средства. Да и раньше нужно было собрать кучу разрешений, пройти множество разнообразных проверок в ГИБДД, а затем уже установить «ксенон» в сертифицированном автосервисе.
Мораль сей басни такова — выше головы не прыгнешь. И если вы придаете особое значение качеству освещения дороги, заказывайте «ксенон» из заводских опций. Это та вещь, сэкономить на которой «колхозными» методами не получится.
|