Вторник - 26 Ноября 2024 - 10:46
ГлавнаяНовостиПрочие
В России резко выросла стоимость топлива на АЗС. С чем это связано
Прочие
12 Сентября 2023
199
0.0

Стоимость автомобильного топлива в России резко увеличилась в сентябре 2023 года. Бензин Аи-92 больше невозможно найти дешевле 50 руб. за литр, а дизель местами стал дороже 75 руб. за литр

С начала сентября 2023 года в России резко выросли цены на автомобильное топливо. В последние дни цены на заправках увеличились на несколько рублей за литр. Бензин Аи-92 местами приблизился к 55 руб. за литр, дизельное топливо на некоторых станциях продается дороже 75 руб. за литр. Растут и биржевые цены на топливо. Autonews.ru разобрался в причинах подорожания.

Рост цен ускорился
По данным Росстата на 3 сентября средняя стоимость литра бензина Аи-92 в России составила 50,67 руб за литр, что на 25 коп. дороже, чем 26 августа. Аи-95 подорожал на 231 коп. до 55,38 руб., дизельное топливо на 74 коп. до 61,58 руб. Более свежие данные Росстат обещает представить в среду, 13 сентября.


Инфографика: rosstat.gov.ru

При этом в соцсетях автомобилисты делятся фотографиями с автозаправочных станций, на которых видно существенное подорожание топлива именно в последние дни. В частности, в телеграм-канале «Синие ведерки» пользователи выкладывали фотографии, где видно, что дизельное топливо в Ярославле уже стоит дороже 74,9 руб. за литр, а в Суздале 79,9 руб. за литр.

Корреспондент Autonews.ru, объехавший в минувшие выходные несколько десятков АЗС в Москве и Московской области, отметил две тенденции по ценам на топливо. Во-первых, если обычно цены на разных заправочных станциях отличались незначительно, то теперь стоимость литра топлива может различаться на 5 и более руб. Во-вторых, сильнее выросли цены на небольших заправках, не входящих в официальные сети крупных нефтяных концернов. По мнению руководителя аналитического центра Независимого топливного союза Григория Баженова, это связано как раз с тем, что такие АЗС на интегрированы в структуру производства топлива и меньше способны влиять на его цену.

Выросли не только розничные, но и оптовые цены. Торговля топливом осуществляется на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже. С начала сентября там стоимость тонны бензина Аи-92 выросла с 64,6 до 67,6 тыс. руб., Аи-95 с 74,8 до 76,4 тыс. руб., дизельного топлива с 68 до 71 тыс. руб. Отметим, что во-первых плотность бензина в среднем составляет 760 грамм на литр, то есть перевод тонны в литры требует поправки, а во-вторых биржевые и розничные цены хотя и связаны, но не на прямую.

Если смотреть с начала года, то в рознице бензин Аи-92 подорожал уже на 7,4%, Аи-95 на 7,7%, дизельное топливо на 5,5%. При этом биржевые цены выросли куда сильнее: более чем на 60%.

Почему топливо дорожает
Опрошенные Autonews.ru эксперты назвали несколько причин роста стоимости автомобильного топлива. Как минимум две из них носят сезонный характер.

Так доцент Кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Олег Чередниченко и доцент Департамента логистики и маркетинга Финансового университета при Правительстве РФ Дарья Швандар сходятся во мнении, что в сентябре для роста цен было две объективные причины.

Во-первых, это рост спроса на дизельное топливо со стороны сельскохозяйственных потребителей, что объясняется сезоном уборки урожая. По словам экспертов, нефтеперерабатывающие заводы были к этому готовы и переориентировали производство на выпуск именно дизельного топлива. Это затронуло и рынок бензина, выпуск которого пришлось сократить, что стало поводом для роста цен.

Вторая сезонная причина по мнению экспертов — это сезон отпусков и связанный с этим рост спроса на топливо со стороны автомобилистов. Рост спроса всегда ведет к повышению цен, отмечают специалисты.

Наконец, эксперты напоминают, что лето, а точнее конец летнего периода традиционно являются периодом, когда нефтеперерабатывающие заводы приостанавливают производство для плановых ремонтов и обслуживания оборудования. Это означает, что объемы выпуска топлива снижаются.

Есть и другие причины роста цен на автомобильное горючее.

По словам Швандар, свою роль сыграло ослабление курса рубля, что сделало экспорт топлива за рубеж более привлекательным, нежели его продажу на внутреннем рынке.

Кроме того, с 1 сентября уменьшился размер налогового вычета для нефтяных компаний при продаже топлива на территории России, что сделало его вывоз еще более привлекательным, отмечает Швандар. Баженов допускает, что повышением цен в начале сентября нефтяные компании и вовсе показывают властям, что действовавший налоговый вычет надо будет вернуть.

По мнению Чередниченко, свою роль сыграло и увеличение объемов перевозок по железным дорогам в связи с одной стороны с нуждами военных, а с другой с развитием внутреннего туризма. В итоге возить автомобильное топливо по железной дороге стало сложнее и дороже, что отразилось на цене бензина и солярки.

Наконец, оба эксперта сходятся во мнении, что свое влияние оказал и рост цен на нефть. Так баррель нефти марки Brent 31 мая стоил всего 72,9 доллара, а сейчас его цена выросла до 90,4 долларов.

В Госдуме хотят регулировать цены на топливо
Резкий рост стоимости бензина и солярки в конце первой недели сентября привел в том числе к тому, что депутаты Государственной думы от фракции ЛДПР внесли законопроект об установлении государством лимита на стоимость автомобильного топлива в России. В пояснительной записке к законопроекту сказано, что цена топлива сказывается не только на стоимости жизни для автомобилистов, но и на расходах на грузоперевозки, а соответственно и на общем уровне инфляции в стране.

Авторы законопроекта предлагают устанавливать фиксированные цены с 1 января 2024 года на три-пять лет по договоренности с нефтяными компаниями.

Опрошенные Autonews.ru эксперты не видят перспектив у данного законопроекта, но ожидают принятия властями мер как минимум по снижению темпов роста цен на бензин и дизельное топливо.

«И нефтяникам, и правительству дальнейший резкий рост цен на топливо не нужен. Первым он существенно ударит по финансовым результатам — ведь спрос на нефтепродукты в России уже давно стал эластичным, а правительство не готово допустить очередного инфляционного витка. А значит мы должны увидеть оперативную реализацию инструментов на государственном уровне, которые позволят остановить этот «ценовой марафон», — говорит Чередниченко.

В свою очередь Швандар считает, что прямое и грубое регулирование цен на топливо грозит дефицитом. По ее словам, этого можно не допустить, если действовать «более уместными методами».

«Дефицит возможно избежать при ограничении цен, задействовав ряд протекционистских мер защиты национальной экономики: экспортные и импортные пошлины, краткосрочное квотирование экспорта нефтепродуктов по отдельным направлениям экспорта; а также совершенствование логистики и развития инфраструктуры поставок», — отмечает эксперт.

Ее коллега, старший преподаватель кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова. Ходжа Кава придерживается того же мнения.

«Как показывает практика, только принудительные меры могут привести к расширению теневого рынка, что является нежелательным элементом для развития экономики», — говорит Кава.

Спрос и цены снизятся в октябре
По мнению Баженова, большинство сезонных факторов, влияющих на стоимость бензина, потеряют свою актуальность примерно с октября 2023 года. Эксперт считает, что смысла закупаться топливом заранее больше нет, а стоимость топлива не просто перестанет расти, но и может начать снижаться.

Эксперт напоминает, что в России есть мощности для производства большего количества бензина и дизельного топлива, чем требуется на внутреннем рынке, а значит дефицита ждать не стоит. И с октября для продажи производимых объемов придется как минимум сохранять существующие цены.

Следующий сезонный рост цен на топливо можно ожидать лишь в марте, считает Баженов. До тех пор стоимость горючего будет стабильной.

Подробнее на Autonews



Комментарии (0)

avatar