Управлению автомобилем обучают в любой автошколе. А что делать, если машина стала неуправляемой, Павлу ГАНИНУ показали только в «Академии скорости Сергея Успенского» Как же было страшно вновь оказаться за рулем Subaru Impreza! Вращать эту пухлую трехспицевую баранку, прицеливаться в поворот «горбом» воздухозаборника на капоте, слушать злобное урчание оппозитника и отстрелы выхлопа под сброс газа... Еще свежи впечатления о том, чем закончилась моя последняя встреча (см. «АМ», № 32/09) с этой «японкой»: не справившись на выходе из крутого поворота с табуном в 230 «лошадей», я разбил о бетонную плиту машину стоимостью более миллиона! Но порой судьба посмеивается над нами: ведомая мною двухлитровая Impreza вновь нарезает круги на той же площадке в Нижних Мневниках, где проходят занятия школы водительского мастерства «Академия скорости Сергея Успенского». Только не подумайте, что я — одержимый «субарист». Все дело в том, что послеаварийная реабилитация водителей — одна из задач, которую решает «Академия» в рамках учебной программы для начинающих. А Impreza — один из учебных автомобилей, который при желании можно заменить собственным. Ошибки юных лет Каждое упражнение начинается со схемы, где показывают траектории реальных маневров: апекс, точки торможения, углы входа в поворот. Как же избавиться от боязни сесть за руль после ДТП? С этим вопросом обращаюсь к инструктору Сергею Потанину. С ним я уже знакомил читателя в первой публикации об «Академии». — Запомни одну простую истину: никогда не бойся автомобиля! Страх и скорость — несовместимы. Дрожащие руки не удержат руль, «ватные» ноги не смогут продавить педаль тормозов. С тезисом «тормоза придумали трусы» Потанин не согласен. Говорит, лишь они — спасение горе-водителя, не рассчитавшего скорость, например, на входе в поворот. В «Академии» этому уделяют повышенное внимание, ведь неумение соотнести скорость и сложность маневра — типичная ошибка пилотирования. А я тем временем старался припомнить свои первые огрехи за рулем. Когда при срабатывании ABS с непривычки одергивал ногу с вибрирующей педали или «влетал» в крутой поворот с выжатым сцеплением... — «Разрыв» трансмиссии должен быть минимален, — предупреждает Потанин. — Машина управляема, пока на колеса передается момент. На высокой скорости резким толчком руля можно запросто закрутить машину, движущуюся, словно гужевая телега, накатом. Проверим? Теперь пробуем то же, но во время торможения выставляем коробку передач в «нейтраль». Затем еще раз, пытаясь объехать препятствие ходом, без тормозов. В первом случае Impreza разворачивается и «летит» дальше, грозя снести все на своем пути, в том числе и наш бедный конус. Во втором — препятствие осталось на месте, но «шаг» настолько широк, что на такой маневр не хватит, пожалуй, и пяти полос МКАДа! Лично мне не хватило бы, поэтому в вопросе о тормозах и трусах я солидарен с Потаниным. А если гравий? Будет еще интереснее! В повороте на песке Impreza не пытается распрямить траекторию при увеличении газа, а мягко и предсказуемо соскальзывает задней осью наружу. Управляемые заносы — вот где вволю можно покрутить баранку, отрабатывая технику правильного руления (основа основ, которой посвящено вводное занятие). Но заносы оставим на следующий раз, когда предстоит осваивать экстремальный курс «Экстрим-Профи»... А пока — следующая нештатная ситуация с объездом препятствия на разнородном покрытии. В этом случае действия примерно такие же, как на асфальте, с той лишь разницей, что работать рулем надо точнее и на опережение — до начала работы тормозов. Ведь если, не дай бог, резким вращением сорвешь машину в занос, поймать ее удастся только при возврате руля в положение «ноль». А это потеря драгоценных времени и тормозного пути, который, при прочих равных условиях, находится в прямой зависимости от квадрата скорости. Непросто — для первого-то раза! Но в отличие от демокурса для журналистов клиенты «Академии» осваивают три занятия по 120 мин. А мне пришлось довольствоваться одним. Впрочем, и этого хватило: во всяком случае, Impreza я уже не боюсь. |
Комментарии (0) | |