Суббота - 23 Ноября 2024 - 18:53
Тормоза придумали трусы?
ДТП
16 Сентября 2009
2052
0.0
Управлению автомобилем обучают в любой автошколе. А что делать, если машина стала неуправляемой, Павлу ГАНИНУ показали только в «Академии скорости Сергея Успенского»
Как же было страшно вновь оказаться за рулем Subaru Impreza! Вращать эту пухлую трехспицевую баранку, прицеливаться в поворот «горбом» воздухозаборника на капоте, слушать злобное урчание оппозитника и отстрелы выхлопа под сброс газа... Еще свежи впечатления о том, чем закончилась моя последняя встреча (см. «АМ», № 32/09) с этой «японкой»: не справившись на выходе из крутого поворота с табуном в 230 «лошадей», я разбил о бетонную плиту машину стоимостью более миллиона!

Но порой судьба посмеивается над нами: ведомая мною двухлитровая Impreza вновь нарезает круги на той же площадке в Нижних Мневниках, где проходят занятия школы водительского мастерства «Академия скорости Сергея Успенского».

Только не подумайте, что я — одержимый «субарист». Все дело в том, что послеаварийная реабилитация водителей — одна из задач, которую решает «Академия» в рамках учебной программы для начинающих. А Impreza — один из учебных автомобилей, который при желании можно заменить собственным.

Ошибки юных лет

Каждое упражнение начинается со схемы, где показывают траектории реальных маневров: апекс, точки торможения, углы входа в поворот. Как же избавиться от боязни сесть за руль после ДТП? С этим вопросом обращаюсь к инструктору Сергею Потанину. С ним я уже знакомил читателя в первой публикации об «Академии».

— Запомни одну простую истину: никогда не бойся автомобиля! Страх и скорость — несовместимы. Дрожащие руки не удержат руль, «ватные» ноги не смогут продавить педаль тормозов.

С тезисом «тормоза придумали трусы» Потанин не согласен. Говорит, лишь они — спасение горе-водителя, не рассчитавшего скорость, например, на входе в поворот. В «Академии» этому уделяют повышенное внимание, ведь неумение соотнести скорость и сложность маневра — типичная ошибка пилотирования.

А я тем временем старался припомнить свои первые огрехи за рулем. Когда при срабатывании ABS с непривычки одергивал ногу с вибрирующей педали или «влетал» в крутой поворот с выжатым сцеплением...

— «Разрыв» трансмиссии должен быть минимален, — предупреждает Потанин. — Машина управляема, пока на колеса передается момент. На высокой скорости резким толчком руля можно запросто закрутить машину, движущуюся, словно гужевая телега, накатом.

Проверим?
Потанин садится за руль. Я наблюдаю за его действиями с правого сиденья. Мгновение, и полноприводная Impreza срывается с места с легкой пробуксовкой всех колес. Левая нога инструктора быстро выжимает педаль сцепления и тут же отпускает ее. Impreza подлетает к воображаемому препятствию — одиноко стоящему посреди площадки конусу. Потанин бьет по тормозам. Машина упирается передними колесами в асфальт, гдето под днищем стрекочет ABS, а я, повисая на ремне безопасности, замечаю, что остановиться перед конусом мы явно не успеваем. Но Потанин начеку: пара быстрых движений рулем, и машина, «пропищав» шинами в зигзагообразном маневре, послушно останавливается рядом с препятствием.

Теперь пробуем то же, но во время торможения выставляем коробку передач в «нейтраль». Затем еще раз, пытаясь объехать препятствие ходом, без тормозов. В первом случае Impreza разворачивается и «летит» дальше, грозя снести все на своем пути, в том числе и наш бедный конус. Во втором — препятствие осталось на месте, но «шаг» настолько широк, что на такой маневр не хватит, пожалуй, и пяти полос МКАДа! Лично мне не хватило бы, поэтому в вопросе о тормозах и трусах я солидарен с Потаниным.

А если гравий?
Знакомая многим еще со школьной скамьи «змейка» в «Академии» выполняется на высокой скорости (60 км/ч), причем как на асфальте, так и на гравии. Цель — понять, когда и при каких условиях машину заноситЭти заезды проводились на сухом асфальте, где на скоростях до 60 км/ч скольжения — редкость. А что если съехать на гравий?

Будет еще интереснее! В повороте на песке Impreza не пытается распрямить траекторию при увеличении газа, а мягко и предсказуемо соскальзывает задней осью наружу. Управляемые заносы — вот где вволю можно покрутить баранку, отрабатывая технику правильного руления (основа основ, которой посвящено вводное занятие). Но заносы оставим на следующий раз, когда предстоит осваивать экстремальный курс «Экстрим-Профи»...

А пока — следующая нештатная ситуация с объездом препятствия на разнородном покрытии. В этом случае действия примерно такие же, как на асфальте, с той лишь разницей, что работать рулем надо точнее и на опережение — до начала работы тормозов. Ведь если, не дай бог, резким вращением сорвешь машину в занос, поймать ее удастся только при возврате руля в положение «ноль». А это потеря драгоценных времени и тормозного пути, который, при прочих равных условиях, находится в прямой зависимости от квадрата скорости.

Непросто — для первого-то раза! Но в отличие от демокурса для журналистов клиенты «Академии» осваивают три занятия по 120 мин. А мне пришлось довольствоваться одним. Впрочем, и этого хватило: во всяком случае, Impreza я уже не боюсь.

< hr class="mat-9">
Теги:Тормоза


Читайте также

Комментарии (0)

avatar