Седаны пользуются огромной популярностью у российских автомобилистов еще с советских времен. Автомобили с этим кузовом доминируют на авторынке нашей страны до сих пор, однако их доля постепенно снижается – все больше россиян пересаживаются на более практичные внедорожники и универсалы. Впрочем, отмечают эксперты, на лидерские позиции седанов не смогут посягнуть даже хэтчбеки, которые занимают второе место по популярности. Мода на седаны характерна для стран третьего мира, говорят эксперты. Покупатель считает, что автомобили с кузовом седан, во-первых, солиднее (они вызывают аналогии с немецким премиумом и понимание, что автомобиль по-прежнему не просто средство передвижения, а роскошь), во-вторых – практичнее (не остывает салон при открытии багажника и не проникает запах из багажника, если в нем, к примеру, дачный урожай). При этом плотность автомобилей в развивающихся странах относительно невелика, серьезных проблем с парковкой – как, скажем, в Европе – нет. Отсюда и некритичность длины автомобиля и наличия длинного заднего свеса. Chevrolet Cruze из Питера Daewoo Nexia из Узбекистана Бестселлер ВАЗ-2107 Lada Priora Ford Focus Nissan Teana также из Питера Renault Megane – самый популярный седан под иностранным брендом в РоссииВ России седаны пользуются стабильно высоким спросом на протяжении многих десятилетий – любовь наших сограждан к этому типу кузова зародилась еще в советские времена. “Популярность седанов объясняется традиционными вкусами российских потребителей, которые сложились еще в те времена, когда импорт автомобилей был ограничен, а основное продуктовое портфолио советского автопрома формировалось седанами”, – считает PR-менеджер Skoda Тимур Алиев. Показательно, что из без малого 26 млн автомобилей, выпущенных за сорок лет на АвтоВАЗе, две трети (порядка 67%) пришлись именно на модели с кузовом седан. Кстати, морально устаревшие “пятерки” и “семерки” в силу своей дешевизны до сих пор остаются бестселлерами на рынке седанов. “Популярность седанов в России сегодня во многом обусловлена исторически, – добавляют маркетологи Uz-Daewoo. – Поэтому предпочтение седанов при выборе автомобиля – зачастую результат своего рода инерции”. В настоящее время, согласно данным агентства “Автостат”, седаны занимают около 40% российского авторынка. Как отмечают эксперты, в Европе преобладают более компактные и маневренные хэтчбеки, что объясняется большей загруженностью дорог и прагматичностью европейских автомобилистов, которые по статистике 90% времени за рулем ездят в одиночку и с пустым багажником. “В России же, когда автомобиль в семье один и он предназначен и для поездок на работу, и для семейных нужд, чаще все-таки выбирают седан как более функциональный и недорогой вариант на все случаи жизни, – говорят маркетологи Uz-Daewoo. – Еще одна причина – многие автовладельцы из сегмента обеспеченных молодых специалистов не являются людьми семейными, поэтому тут очевиден доминирующий выбор седанов”. Между тем, по данным “Автостата”, доля седанов на российском авторынке неуклонно снижается. Так, если в 2008 году на автомобилях с этим типом кузова остановили свой выбор 46,7% покупателей, то в прошлом году – уже 40,7%. Судя по всему, популярность седанов в нашей стране продолжит падать и дальше. Данные за I квартал нынешнего года показывают, что на долю седанов приходится “всего” 36,2% проданных автомобилей против 43% годом ранее. При этом все чаще российские автомобилисты стали приобретать внедорожники (сегмент SUV в 2009 году увеличил долю с 17,7% до 21,3%), а также универсалы и минивэны (их доля выросла до 5,1% и 4,5% соответственно). А вот спрос на хэтчбеки в России практически не меняется – этот тип кузова остается вторым по популярности с долей в 27%. По итогам первых трех месяцев нынешнего года сегменты внедорожников и хэтчбеков и вовсе сравнялись на отметке в 27,6%.
Практичность хэтчбеков и универсалов по достоинству оценена европейскими покупателями – эта тенденция проникает и на наш рынок, считает PR-менеджер Ford Russia Анна Капитонова. “Клиенты, которые ездят за границу и оценивают, на чем ездят западные потребители, понимают, что универсалы – не признак “дачника”, а признак человека, использующего автомобиль рационально”, – добавляет Т. Алиев. Хэтчбеки популярны среди молодежи и женщин, количество которых за рулем сильно растет в последние годы, отмечает А. Капитонова. Что касается самого быстрорастущего сегмента – SUV, то их популярность в России, по мнению А. Капитоновой, объясняется сильно расширенным предложением внедорожников в последние годы. К тому же погодные условия, не самое лучшее качество дорог и частые загородные поездки заставляют россиян чаще приглядываться к автомобилям с полным приводом. “Все-таки во многом популярность седанов объясняется их широкой представленностью в бюджетном сегменте рынка, – говорит Т. Алиев. – Клиенты же готовы рассматривать более дорогие автомобили, которые в большей степени соответствуют их стилю жизни, их требованиям, – а внедорожники очень хорошо под эту категорию подпадают”. Тем не менее, отмечают маркетологи Uz-Daewoo, с появлением в российских семьях двух автомобилей, а такая тенденция наблюдается, один из них, как правило, – седан, а второй – хэтчбек или внедорожник. Так что представляется, что седаны еще долгое время будут прочно удерживать свои позиции на российском авторынке, заключают в Uz-Daewoo. Неслучайно производители иномарок, работающие в России, делают ставку прежде всего на седаны. Автомобили с этим кузовом являются самыми массовыми на их российских конвейерах – сегодня в нашей стране выпускаются такие бестселлеры, как Renault Logan, Ford Focus, Hyundai Accent, Toyota Camry, Chevrolet Cruze, Nissan Teana и другие. Показательно и то, что все модели, которые иностранные автопроизводители разрабатывают специально для российского рынка, имеют кузов седан. Volkswagen уже в июне представит свою “русскую” машину – новый седан будет выпускаться на заводе в Калуге, а в продажу российским дилерам поступит в сентябре. Напомним, о разработке моделей для России также заявляли Hyundai, строящий завод в Санкт-Петербурге, и Citroen, который планирует в 2013 году выпустить автомобиль для России на платформе нового С4. Александр Чупров |
Комментарии (0) | |