Понедельник - 25 Ноября 2024 - 04:37
ГлавнаяНовостиПрочие
Правительство попросили отменить акциз на бензин и дизель. Подробности
Прочие
07 Марта 2024
117
0.0

Отменить акцизы на бензин Евро 5 и дизтопливо попросили правительство в Национальном автомобильном союзе. Там считают, что это поможет снизить цены на АЗС. Какие перспективы у этой инициативы

Письмо с предложением отменить акцизы на бензин пятого экологического класса и на дизельное топливо на имя премьера Михаила Мишустина направил Национальный автомобильный союз (НАС). Авторы документа (имеется в распоряжении Autonews.ru) считают, что этот шаг позволит снизить цены на топливо на АЗС. Разбираемся, почему акцизы регулярно просят отменить и каковы шансы у новой инициативы.

Для чего просят отменить акциз на топливо
В НАС посчитали, что при отмене акциза федеральный бюджет потеряет не менее 800 млрд руб. Столько должны составить «выпадающие доходы. При этом, по прогнозам союза, на АЗС топливо должно «резко подешеветь», что позволит:

- ускорить темпы роста экономики благодаря снижению логистических издержек и роста прибыльности компаний-производителей и перевозчиков;
- увеличить мобильность населения, что повлечет за собой рост внутреннего туризма, продаж товаров и услуг для автомобилей.
«Все эти положительные последствия могут привести не просто к компенсации выпадающих бюджетных доходов, но и к полноценному разгону экономики страны», — сообщили в союзе.

Там также рассказали о результатах исследования, которое в феврале 2024 года провел Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН. Эксперты опросили российских грузоперевозчиков и пришли к выводу, что стоимость топлива входит в число наиболее значительных проблем для отрасли, наряду с ростом стоимости грузовиков и запчастей и нехваткой водителей.

«При снижении или полной отмене акциза на дизельное топливо у перевозчиков появится возможность перераспределить сэкономленные средства на преодоление других негативных проблем в отрасли. Например, решить проблему с дефицитом водителей, который сейчас приводит к простою грузовиков, снижает эффективность перевозчиков и повышает расходы российских компаний на логистику — а значит, и цены на прилавках для населения», — добавили в НАС.

Что происходит с ценами на бензин
В конце января 2024 года литр Аи-92 на бирже подорожал на 21,7%, Аи-95 — на 18,2%. Такой рост в НАС объяснили в том числе повышением ставки акциза на автомобильный бензин. Там напомнили, что на бензин пятого экологического класса ставка выросла с 14 345 до 15 048 руб. за тонну, на дизельное топливо — с 9 938 до 10 425 руб. за тонну. Если перенести эти цифры на стоимость 1 литра бензина Аи-95, то доля акциза с 10,76 руб. выросла до 11,29 руб., посчитали в НАС.

21 февраля 2024 года на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже литр бензина Регуляр-92 стоил 36,06 руб., Премиум-95 — 42,56 руб., зимнего дизтоплива — 48,6 руб. Одновременно на заправках в Москве литр Аи-92 стоил 51,01 руб., Аи-95 — 56,15 руб. за литр, дизтоплива — 63,1 руб.

27 февраля 2024 года правительство запретило экспорт бензина, как это уже было в 2023 году.

При этом в НАС считают, что такое решение снизит биржевые цены на бензин, однако не повлияет на уровень цен для конечных потребителей на АЗС. «Напротив, может вырасти экспорт нетоварного топлива, к примеру нафты, что серьезно повлияет на глубину и экономику переработки нефти в России», — считают в НАС.

Опрошенные ранее эксперты Autonews.ru также пришли к мнению, что запрет экспорта бензина вряд ли поможет снизить его стоимость на АЗС. Об этом, в частности, говорил руководитель аналитического центра Независимого топливного союза. Григорий Баженов заявил, что в России розничные цены коррелируются с биржевыми только в случае их роста.

«У нас просто не принято снижать цены на АЗС, даже если позволяет конъюнктура. То есть когда биржевые цены стремительно растут, розница тоже дорожает, но не наоборот. Потому что потом просто может не получиться их поднять», — отмечал Баженов.

Такой тренд подтверждает и статистика 2023 год. Тогда на фоне резкого роста оптовых цен на бензин и дизтопливо власти также вводили временный запрет на их экспорт.

В итоге цены на топливо снизились только на бирже. Так, 20 сентября 2023 года территориальный биржевой индекс первичного рынка цен нефтепродуктов на территории европейской части России на бирже Санкт-Петербурге составлял 48,91 руб. за литр 92-го бензина, 52,3 руб. за литр 95-го Премиум и 61,33 руб. за литр. летнего дизтоплива.

При этом на заправках в Москве литр бензина Аи-92 стоил 49,29 руб., АИ-95 — 56,89 руб., литр дизтоплива — 60,1 руб.

Ограничения на экспорт сняли в конце 2023 года. 21 декабря на бирже в Санкт-Петербурге бензин Регуляр-92 стоит 28,98 руб. за литр, Премиум-95 — 31,67 руб., зимнее дизтопливо — 53,31 руб. При этом на ряде заправок в Москве 21 декабря 2023 года литр бензина Аи-92 стоил 50,19 руб., Аи-95 — 55,19 руб. дизтопливо — 61,99 руб.

«Следовательно, рядовые автовладельцы не получили никаких выгод от нормализации котировок на топливо на бирже. Цены на Аи-92 и ДТ, напротив, выросли, а стоимость Аи-95 незначительно снизилась. Очевидно, резко выросла доходность работы автозаправок», — отметили в НАС.

Судьба других предложений об отмене акциза
Предложения об отмене или снижении акциза на топливо поступают в правительство регулярно. Тот же НАС в марте 2022 года включил идею о снижении акциза на топливо на 50% в перечень мер для поддержки автомобилистов. Документ также направляли на имя председателя правительства Михаила Мишустина. Тогда в число предложенных мер тоже вошла отмена техосмотра и обязательной установки системы ЭРА-ГЛОНАСС в автомобили. К идеям о снижении акцизов в правительстве тогда не прислушались.

Что говорят эксперты про отмену акциза
На то, что акциз на топливо является существенным источником пополнения федерального бюджета, указал независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. По его мнению, в текущей ситуации государство вряд ли пойдет на снижение или отмену акциза.

«Тем не менее акциз как форма косвенного налога действительно учитывается в конечной стоимости топлива, и его отмена может привести к снижению цен. Но только в случае, если сети оптовики и АЗС не поддадутся соблазну сохранить нынешние цены, а потенциальную экономию от снижения закупочной цены не превратить в собственную прибыль, во что верится с трудом», — отметил эксперт.

Как добавил Бургазлиев, объем предложения бензина внутри страны может регулироваться запретом или разрешением экспортных операций.

«Продавать бензин на внешние рынки выгоднее, так как цены продажи на внешние рынки выше, производители и продавцы топлива получают большую выручку. Также объем предложения можно регулировать механизмами налогов, акцизов и прочих сборов. Если говорить простыми словами, то все производители топлива рады произвести его дешевле и продать дороже, все потребители топлива готовы приобрести его больше по меньшим ценам и сэкономить на расходах. Но при этом надо понимать: снизят ли транспортники тарифы на перевозки для конечных заказчиков или, как и в случае с продавцами топлива, захотят превратить экономию на топливо в свою прибыль? Полагаю, второй вариант более вероятен», — сказал эксперт.

По его мнению, чтобы снизить расходы для всей цепочки создания стоимости тарифа и учесть интересы всех сторон, а также федерального бюджета, необходимо на уровне государства разработать новую программу развития газомоторного топлива и на федеральном уровне назначить одно министерство ответственным за ее реализацию.

В свою очередь, руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов в беседе с Autonews.ru подтвердил, что полемика о необходимости отмены акцизов на топливо идет уже давно. При этом этот союз также выдвигал свои предложения по этой теме.

«Подобная реформа не должна ударять по бюджету страны. И в текущих условиях я также считаю, что отмена или снижение акцизов сейчас невозможно. При этом само снижение акцизов более жизнеспособно, нежели применение демпфирующего механизма. Конечно, демпфирующий механизм в большей степени ближе к недискреционным методам фискальной политики. Но при этом демпфирующие механизмы могут быть высокими, могут быть низкими, а цены на топливо все равно могут не следовать вслед за этим трендом. Если мы снижаем акцизы, надо понимать, как это компенсируют бюджету. Но сейчас источников для этого нет. Если от них не отказались в 2018 году, то и в 2024 году поводов для этого нет», — сказал Баженов.

В текущей ситуации можно снизить цены на АЗС только конкурентной политикой, которая, с одной стороны, будет направлена на то, чтобы сбалансировать спрос и предложение на бирже.

«Пока у нас доминирует предложение, потому что поставщиков немного, а тех, кто покупает, много. Предложение недостаточно конкурентное. Если говорить про розницу, то в первую очередь нужно дерегулировать ценообразование. Потому что сейчас мы привыкли, что если цену снизили, то повысить ее обратно уже тяжело под страхом последующих репрессий регуляторного типа. Нужно разрешить игрокам при ценообразовании следовать за инфляцией, повышая и понижая цены вслед за ее показателями. Тогда у бизнеса будет прогнозируемая маржинальность. Пока же цены на бензин зависят во многом от политических факторов».

Подробнее на Autonews



Комментарии (0)

avatar