Вопрос о необходимости такой меры вице-премьер Игорь Шувалов поднял в ходе правительственного совещания, посвященного вопросам безопасности дорожного движения. Обращаясь к президенту Путину, Шувалов попросил поддержки главы государства: «Нужно законодательно определить, что такое опасное вождение; такой нормы у нас в законе нет, но во многих странах – вплоть до уголовного наказания, когда специально создается опасная ситуация. Мы это на дорогах видим достаточно часто, и за это водители должны нести соответствующую ответственность».
Вопрос о введении в России понятия опасного вождения поднимается не в первый раз. В 2012 году депутат фракции ЛДПР Ярослав Нилов вносил на рассмотрение Госдумы законопроект о введения штрафа за агрессивный стиль езды в размере 2500 – 5000 рублей. Два года назад премьер-министр Дмитрий Медведев поручал МВД и Минюсту проработать тему ответственности за опасное и неосторожное вождение, но дело так и не сдвинулось с мертвой точки.
Почти любой резкий маневр можно совершить в рамках ПДД, не нарушив ни скоростной режим, ни разметку, ни правила пользования поворотниками.Основной проблемой тогда назывались формулировки: в законе сложно прописать однозначные критерии, которые характеризовали бы стиль вождения, как опасный. Андрей Барсуков, заместитель директора «Русского АвтоМотоКлуба», уверен, что очередная попытка введения ответственности за стиль вождения окажется безуспешной: «Практически невозможно точно определить расшифровку данного понятия, а также описать методику фиксирования этого нарушения. Скорее всего, все прошлые попытки принять какой-либо законодательный акт упирались именно в это».
Юрист издательского дома «За рулем» Сергей Смирнов считает, что любые прописанные формулировки можно будет трактовать как угодно: «С одной стороны, почти любой резкий или опасный маневр можно совершить в рамках ПДД, не нарушив ни скоростной режим, ни разметку, ни правила пользования поворотниками. Люди испугались, а наказать водителя вроде как не за что. С другой стороны, сотрудник ГИБДД субъективно сможет признать агрессивным почти любого автомобилиста. Не хотелось бы повторения истории с пешеходными переходами, когда водители не понимали, собирается человек переходить дорогу или нет, а потом штрафовались якобы за непредоставление преимущества пешеходу».
Фиксировать факты опасного вождения можно было бы с помощью телематических устройств, которые записывают параметры езды и точно определяют положение транспортного средства на дороге. Однако добровольно передавать эти данные в ГИБДД владельцы транспорта не захотят, уверен Андрей Барсуков: «Частникам эти устройства не нужны, а владельцы корпоративных парков, лизинговых, прокатных и таксомоторных компаний все чаще устанавливают подобное оборудование с целью контроля за водителями, но только для своих внутренних целей. Кроме того, некоторые страховые компании готовы предоставлять скидки на КАСКО при условии установки на застрахованный автомобиль устройств дистанционного контроля стиля вождения, но они не передают эти данные в ГИБДД».
При этом в ряде зарубежных стран с развитой автомобильной культурой давно существуют понятия нарушений, провоцирующих создание аварийных ситуаций или причиняющих неудобства остальным участникам дорожного движения. В законодательстве некоторых стран понятия неаккуратного и опасного вождения разделены – в первом случае нарушения ПДД считаются непредумышленными и наказываются штрафом, второе влечет более серьезные кары вплоть до лишения прав и уголовного преследования.
Тем не менее, правозащитник и вице-председатель Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский считает, что в правительстве пытаются оперировать абстрактными и популистскими понятиями, забывая о том, что действительно влияет на безопасность движения: «Еще десять лет назад Путин говорил о мерах по повышению безопасности движения, ставя на первое место строительство дорог, обеспечение оперативной медицинской помощи и повышение качества образования для водителей. Репрессии – самая простая и популистская тема. Нигде в мире нет четких критериев опасного вождения. А вот простейший тросовый барьер между потоками противоположного направления может спасти сотни человеческих жизней».
Четких критериев, определяющих понятия агрессивной и опасной езды, действительно нет и за рубежом. Единственное существующее определение было дано в ходе международной конференции по безопасности дорожного движения, которая проходила в Канаде в 2003 году: «Поведение за рулем является агрессивным, если оно преднамеренно ведет к увеличению риска столкновения, либо мотивировано раздражительностью, нетерпимостью, враждебностью или попыткой сэкономить время за счет других участников движения». Однако и оно является достаточно расплывчатым, поэтому в разных странах понятия опасного вождения отличаются в зависимости от местных особенностей и менталитета. Помимо общепринятых нарушений ПДД в разряд опасных обычно относятся обгон справа, езда по обочине, несоблюдение линий разметки и многократная смена полос, резкие маневры, несоблюдение дистанции и даже оскорбительная жестикуляция в адрес других водителей.
Самые понятные критерии преступления и методы наказания за неадекватное поведение за рулем действуют во многих штатах США, где опасным вождением считаются три нарушения правил подряд, совершенных на глазах у полицейского. Например, превышение скорости, неаккуратное перестроение и несоблюдение безопасной дистанции. Такое комплексное нарушение не только карается штрафом в размере от 500 до 2500 долларов, но и может привести водителя за решетку в случае рецидива. Одновременно нарушитель может лишиться права управления транспортным средством на срок от одного месяца до полугода. Более того, американское законодательство описывает понятие дорожного гнева (Road rage), за которое тоже предусматривается уголовное наказание. В тюрьму можно попасть за агрессивное вождение и откровенно хамское поведение, включая грубые жесты, оскорбления и угрозы по отношению к другим участникам дорожного движения, а также попытки нанести урон или проучить кого-либо с использованием собственного автомобиля.
Особой строгостью по отношению к дорожным хамам отличается законодательство Великобритании, а список опасных маневров там шире американских. Официальная формулировка такова: «опасным считается вождение в такой манере, что для компетентного водителя становится очевидным риск серьезных травм или повреждения собственности». Компетентным водителем считается, например, полицейский. К неосторожному вождению здесь относятся даже прием пищи за рулем и изучение навигационных карт во время движения. А еще в списке запретных есть элементы спортивного вождения – проходить повороты с «ручником» на дорогах общего пользования нельзя. Штраф достигает 5000 фунтов, причем провинившегося еще и отправят на обучающие тренинги. Агрессивный водитель не только лишается права управления, но и отправляется на пересдачу экзамена на права. А в случае причинения смерти или увечий другим участникам дорожного движения неадекватный водитель отправится в тюрьму на срок до пяти лет.
В Австралии за агрессивный стиль езды водителя могут оштрафовать на сумму до 5500 долларов или лишить водительских прав сроком на три года. За повторное нарушение водителя может ждать лишение водительских прав сроком на пять лет или административный арест. А вот в традиционно автомобилизированных Германии и Японии законодательство более либерально. В Германии агрессивный стиль езды оценивается «всего» в 250 евро, но водитель при этом рискует лишиться прав на три месяца. Опасная езда стоит дороже – 600 евро. Штраф за опасное вождение в Японии не превышает 400 долларов, но к нему часто добавляются исправительные работы на срок до шести месяцев.
Иван Ананьев Фото: Дмитрий Калиновский, Дмитрий Неумоин / Фотобанк Лори, West Midlands Police
Установлена блокировка рекламы, содержимое сайта может отображаться некорректно, добавьте сайт Club-Picanto.ru в белый список. Участвуйте в развитии сайта.