Пять лет потребовалось системе видеофиксации для того, чтобы превратить Москву из города, где экстремально быстрая езда считалась вещью привычной и обыденной, в относительно цивилизованное место. Окончательно покончить с лихачами власти планируют уже до конца этого года – вдвое увеличив количество дорожных камер (с 600 до 1,1 - 1,2 тысяч). После этого, по мнению мэра Москвы Сергея Собянина, нарушать будет уже бессмысленно – наказание последует неминуемо.
«В скором времени все магистрали города будут в таком количестве оснащены видеофиксаторами, что нарушать будет просто бессмысленно», - заявил он накануне в интервью «Московским новостям», добавив, что 97% всех штрафов (а это 22 миллиона нарушений за прошлый год) выписываются автоматически - и только 3% приходится на инспекторов.
Такие впечатляющие результаты в сравнении с многолетними бесплодными попытками ГИБДД навести порядок на столичных дорогах, ставят под сомнение необходимость содержать огромное и неповоротливое ведомство. По словам мэра, городские власти работают эффективнее автоинспекции – и вскоре им будут переданы полномочия взымать штрафы за неправильную парковку и право на эвакуацию автомобилей. Кроме того, еще в конце 2012 г. были подготовлены поправки в КоАП, согласно которым город получит возможность самостоятельно возбуждать административные дела и за выезд на выделенную полосу для общественного транспорта. По мнению Собянина, все это позволит направить высвободившихся инспекторов на решение других проблем: быстрого оформления аварий, ликвидации дорожных заторов и так далее.
Однако ставка на систему автоматического контроля оправдается лишь в том случае, если властям удастся решить ряд принципиальных проблем видеофиксации, подрывающих доверие к ней со стороны автомобилистов.
Системные ошибки
В мае десятки тысяч водителей, получившие «письма счастья» и вовремя погасившие штрафы, оказались в заложниках у электронной системы оплаты – информация о платежах попросту не дошла до Федерального казначейства. В результате многим из этих людей был закрыт выезд за рубеж – в преддверии сезона отпусков. Этот сбой в системе оплаты штрафов стал самым резонансным, но не единственным в своем роде: незадолго до этого власти признались, что работа по рассылке штрафов еще до конца не оптимизирована. В результате огромное количество штрафов приходят нарушителям с задержкой – и административные дела по ошибке поступают в Службу судебных приставов.
«Бардак продолжается. Если мне не изменяет память, такая же ситуация была уже в прошлом году. Тогда тоже большое количество водителей внезапно оказалось в должниках. Впустую были затрачены бюджетные средства – отправлялись письма, начиналось производство административных дел», - заявил Autonews.ru председатель московского областного Комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров.
Если говорить о технических ошибках, то часто сбоят и сами камеры: автомобилисты жалуются, что средства контроля склонны приписывать автомобилям чужую или вовсе не правдоподобную скорость. Разработчики, в свою очередь, уверяют, что этого быть не может – спор продолжается, а доверие к системе падает.
По мнению координатора «Синих Ведерок» Петра Шкуматова, проблему можно было бы решить, сохраняя не только фото, но и видео нарушения, тем более что техническая возможность для этого у камер есть: «Не обязательно тянуть к камере дорогостоящий кабель, видео может сохраняться и в памяти самой «Стрелки-СТ» - обжалования происходят так редко, что накопитель не пришлось бы часто изымать. Видеозапись сняла бы вопросы – чью скорость замерила камера. Увидев на записи, как он играет в «шашки», нарушитель просто бы порвал заявление и ушел».
Чехарда с номерами
Другой принципиальной задачей является обеспечения «равенства» перед камерой – это звучит парадоксом, но сегодня штрафы платят лишь те автомобилисты, которые сами хотят «играть по правилам». Если же водитель, напротив, намерен правила нарушать – к его услугам многочисленные «дыры» в системе видеофиксации. Самый простой способ избежать наказания – маскировка номера, к нему прибегают автомобилисты, пренебрегающие правилами парковки.
Заклеенный или вовсе снятый регистрационный знак превращает автомобиль в невидимку для системы «Паркон». Для борьбы с этим нарушением с 1 июня на московские улицы выйдут «парковочные инспектора» - они не только будут очищать номера от, якобы, случайных бумажек и листиков, но и сразу же фотографировать нарушителей. А техника, оставленная на парковке без номеров, будет подлежать перемещению на штрафстоянку (напомним, что цена эвакуации составит 5 тысяч рублей + 3 тысячи штрафа).
Впрочем, припаркованный автомобиль – легкая добыча для правоохранителей, куда сложнее призвать к порядку тех, кто ездит, используя транзитные или иностранные номера: камеры их не видят, и нарушители чувствуют себя как рыбы в воде. И если отмена «транзитов» - всего лишь вопрос времени (ГИБДД разрабатывает схему «бесшовной» перерегистрации автомобиля, при которой покупатель будет уезжать из МОТОТРЭР с номерами прежнего владельца машины), то с иностранными номерами все гораздо запутаннее.
МВД и Таможенная служба предложили составить базу автомобилей с зарубежными регистрационными знаками, находящихся в России – владельцы машин будут получать накопленные штрафные квитанции при пересечении границы. Если водитель просто их выкинет, то въезд машине обратно в Россию будет закрыт. Однако такая схема взыскания сработает только в том случае, если владелец собирается возвращаться на прежнем автомобиле. Но, как правило, подержанная машина - ввезенная в РФ на полгода откуда-нибудь из стран Балтии и использующаяся в качестве нелегального такси - затем продается на рынках Средней Азии или Кавказа. Полгода без налогов и штрафов позволяют «таксисту» не только «отбить» первоначальную стоимость автомобиля, но и получить прибыль, которой хватит на покупку другой машины. Таким образом, предложенная схема борьбы с «иностранными» нарушителями пока что выглядит нерабочей.
Установлена блокировка рекламы, содержимое сайта может отображаться некорректно, добавьте сайт Club-Picanto.ru в белый список. Участвуйте в развитии сайта.