Межрегиональный общественный центр «За безопасность российских дорог» составил рейтинг безопасности автомобильных дорог в России за январь-сентябрь 2010 года. Впервые за все время существования этого исследования Москва не просто сместилась с лидирующих позиций, но даже не вошла в топ-10 самых безопасных российских городов. Столица находится в рейтинге на 12-м месте, пропустив вперед такие города, как Тюмень, Новосибирск, Воронеж, Омск, Липецк, Рязань, Пенза и Санкт-Петербург. При этом еще три года назад Москва была уверенным лидером рейтинга. «Показатель аварийности по отношению к общему количеству автомобилей в Москве невелик, и довольно высок индекс обслуживания дорог, – сообщал тогда МОЦ. – Первое место столице устойчиво обеспечила практика применения современных противогололедных материалов (более 40 тыс. тонн было применено для обработки дорожных полотен в ноябре 2007 г.) и наличие достаточного количества дорожной техники для уборки снега (5700 ед.)». Как рассказал журналистам директор МОЦ Дмитрий Леонтьев, продолжающееся ухудшение транспортной обстановки в Москве сказалось на показателе индекса ДТП. По его мнению, высокая аварийность в столице связана не столько с плохим качеством дорог, сколько с чрезвычайно тяжелой дорожной ситуацией. Длительное стояние в пробках провоцирует водителей на рискованные маневры, что приводит к частым столкновениям. В то же время дорожные службы Москвы справляются с последствиями стихии достаточно удовлетворительно, а обеспеченность комплекса ЖКХ техникой, противогололедными реагентами и кадрами можно назвать скорее высокой. Поэтому, несмотря на высокую аварийность, в целом Москва относится к группе городов с удовлетворительной безопасностью дорог (индекс ДТП от 25 до 50). В эту группу попали следующие города: Пенза, Волгоград, Ярославль, Саратов, Казань. В Саратове в течение многих лет финансирования хватало для ремонта не более 3-5% автодорог, что привело к накоплению «недоремонта», однако низкие скорости движения в городе благоприятно сказались на количестве аварий. В группу с высокими показателями аварийности индекса безопасности дорог (от 50 до 75) вошли Пермь, Самара (включая Тольятти), Архангельск, Барнаул, Оренбург, Нижний Новгород. Суровые морозы в сочетании со снегопадами прошлой зимой показали слабую эффективность применяемых технологий зимнего содержания дорог. Однако и в этой группе возможны изменения к лучшему: так, в этом году в Нижнем Новгороде в ходе эксперимента на Казанском съезде была смонтирована первая в городе система для автоматической обработки дорог противогололедным жидким реагентом. К самым опасным городам России относятся Екатеринбург, Челябинск и Уфа, здесь индекс ДТП превышает 75. Для исправления ситуации в Башкирии в следующем году на ремонт дорог планируют потратить около 5 млрд рублей. Свердловская область переходит на трехлетние контракты при организации строительных и ремонтных дорожных работ. По итогам года на дорожные работы в Челябинске потратят около 4,5 млрд рублей – это почти в два раза больше, чем в предыдущем году. Напомним, что рейтинг безопасности российских дорог составляется МОЦ с начала 2008 года. Многокомпонентное исследование касается зимнего периода (с ноября по март) и учитывает количество ДТП и пострадавших из-за погодных условий. Как рассказали специалисты центра, почти для всей территории России характерна вероятность образования зимней скользкости на покрытиях автомобильных дорог. В понятие «зимняя скользкость» включаются такие метеорологические явления, как рыхлый снег, снежный накат, ледяной покров или гололед, которые существенно снижают коэффициент сцепления колеса автомобиля с покрытием автомобильных дорог и приводят к уменьшению скорости движения автомобилей, уменьшению пропускной способности дорог, увеличению числа дорожно-транспортных происшествий, человеческих жертв и порче грузов. Поэтому эксплуатации дорог в зимнее время придается первостепенное значение. Опасности подвергаются не только водители автомобилей, но и пешеходы – много людей получают травмы (ушибы, переломы, вывихи). В рейтинг не включаются города юга России, регионов Дальнего Востока и Крайнего Севера, поскольку климатические условия там резко отличаются от остальной части российской территории. Для остальных городов индекс вычисляется следующим образом. Эксперты оценивают своевременность уборки снега, качество борьбы с гололедом, количество и тип применяемых противогололедных химикатов, размер парка снегоуборочной техники – снегопогрузчиков, снегоочистителей, автомобилей для посыпки дорог антигололедным покрытием и др. С помощью этих показателей определяется, насколько эффективно проводятся мероприятия по уборке города. Для определения степени воздействия данных мероприятий на дорожную обстановку добавляются два дополнительных критерия, характеризующих количество ДТП и травматизм во дворах и на тротуарах. Так как интересует исключительно влияние зимних условий на обстановку на дорогах, то учитываются только ДТП, произошедшие в условиях гололеда, рыхлого снега или снежного наката. Последний критерий – количество человек, получивших увечья на необработанных участках тротуаров. Полученные индексы по определенным формулам сводятся в общий балл. После подсчета общей оценки для выбранных городов им присваиваются места в рейтинге. |
Комментарии (0) | |