Космические технологии в автомобилях – 10 примеров
12 Апреля 2024
100
0.0
Юрий Гагарин стал первым человеком, полетевшим в космос, а дата 12 апреля стала Днем Космонавтики. При чем тут автомобили? Оказывается, индустрия позаимствовала немало технологий у коллег из более сложной и дорогой отрасли Углепластик Углеродные материалы использовались, например, в космической программе Space Shuttle — лёгкий и термостойкий композит использовался на носу и передних кромках крыльев для защиты от высоких температур при входе в плотные слои атмосферы. Раньше его производство было очень сложным, что приводило к высокой стоимости продукта, но с тех пор армированные углеродными волокнами полимеры не только покорили мир автоспорта, но и проникли в конструкцию и салоны дорожных автомобилей. GPS/ГЛОНАСС Система глобального позиционирования GPS была запущена в 70-х годах прошлого века с военными и исследовательскими целями, но сейчас ей пользуется чуть ли не каждый человек на планете, имеющий смартфон. Есть у GPS и российский аналог — ГЛОНАСС, и сейчас устройствами определения местонахождения оснащены почти все новые автомобили, которые продаются у нас. Солнечные батареи Изначально они использовались в качестве источника энергии для космических спутников, но затем распространились и в другие сферы — в солнечных регионах их располагают на крышах домов и склонах холмов, а в автопроме есть экспериментальные машины с фотоэлементами. В некоторые автомобили устанавливали люки с солнечными батареями — накопленная энергия использовалась для вентиляции салона в жаркую погоду. Топливные элементы Тоже были разработаны в первую очередь для использования в космосе в качестве источников энергии. Экспериментирует с водородными топливными ячейками и автомобильная промышленность — сейчас выпускаются и серийные машины. Например, Toyota Mirai. Безвоздушные шины Изначально разрабатывались для луноходов и марсоходов, но ведущие концерны сейчас предлагают их и для земной спецтехники. Предпринимаются попытки сделать подобные шины и для легковых автомобилей, но до серийного производства дело пока не дошло. Теплоизолирующие материалы В аэрокосмической отрасли используется металлическая фольга для изоляции оборудования от инфракрасных лучей, а одной из самых эффективных считается золотая. И такая применялась в суперкаре McLaren F1 для изоляции моторного отсека с могучим V12. Была история и в американской серии NASCAR, когда гонщики обратились в Космический центр им. Кеннеди, чтобы им помогли подобрать теплоизоляционный материал для кокпита. Огнеупорные комбинезоны Космонавты используют специальную экипировку, устойчивую к возгоранию, а рост смертельных пожаров в автоспорте заставил задуматься и о безопасности гонщиков. Так появились специальные сертифицированные комбинезоны, выдерживающие на протяжении некоторого времени даже открытое пламя. Воздухозаборники NACA (предшественник NASA) разрабатывала специальные отверстия в корпусе для снижения аэродинамического сопротивления. В итоге эта технология оказалась неэффективно в аэрокосмической отрасли, но нашла себя в автомобилестроении — сейчас движение воздуха по специальным каналам внутри кузова используют все производители суперкаров. Лидары Лазерные радары используются в космической отрасли для определения расстояний и наблюдений за объектами, размещёнными на Луне, или спутниками. А в автомобилях комплекс радаров и лидаров позволяет следить за обстановкой вокруг — по сути, это основа автономного движения. Проекционный экран (он же HUD — Head-Up Display) Не совсем космическая технология, но активно используется в авиации, а теперь и в автомобилях, причём даже в скромных сегментах. На экран можно вывести информацию о скорости, навигационные подсказки, знаки и так далее. |
Комментарии (0) | |