Уже в 2011 году за утилизацию автомобиля будет платить не государство, а автовладелец, причем в обязательном порядке. Минпромторг готовит принципиально новую программу, которая позволит обновлять до 8% автопарка России ежегодно. Уже почти год в России действует государственная программа стимулирования спроса на новые автомобили. За это время государство потратило на «пряники» для автомобилистов, согласных расстаться со своим автохламом, почти 21 миллиард рублей – по 50 000 рублей в виде скидки автовладельцу при покупке новой машины и по 3000 рублей с каждой машины дилеру за ее доставку до пункта утилизации. Однако эти затраты себя вполне оправдали: в 2010 году российский рынок новых автомобилей вырос на 30% по сравнению с 2009-м – до 1,9 млн единиц. Почти четверть от этого количества (около 435 тыс.) пришлась на проданные в рамках программы утилизации авто. Но запас сертификатов в Минпромторге иссякнет, скорее всего, уже к апрелю 2011 года, и правительство пока не намерено выделять третий бюджетный транш на продление программы. В этих условиях министерство разрабатывает принципиально новую программу утилизации, в которой вместо «пряника» будет использован «кнут»: переработка компонентов автомобиля станет обязательной процедурой. Как рассказал журналистам директор департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга Алексей Рахманов, ведомство еще не определилось, на кого именно возложить затраты на утилизацию, составляющие в среднем около 100 долларов на автомобиль. Возможно, что во время некого переходного периода оплачивать утилизацию будет последний владелец машины, а впоследствии это бремя будет переложено на плечи производителя, который включит расходы на эту операцию в цену автомобиля. А. Рахманов считает возможным обратиться к зарубежному опыту: так, в Евросоюзе с 2000 года вступили в силу нормативы по обязательной утилизации транспортных средств. На настоящий момент глубина переработки автохлама в странах ЕС составляет 85%, а с 2012 года обязательными станут 95%. По словам А. Рахманова, в России созданы достаточные утилизационные мощности для того, чтобы обеспечить обновление автопарка на уровне 8% ежегодно. Однако, отмечают эксперты, заводы по переработке старых автомобилей во вторсырье расположены крайне неравномерно: большая их часть сосредоточена на европейской территории России, поэтому затраты на перевозку машин из Сибири или с Дальнего Востока могут в разы увеличить стоимость утилизации. Кроме того, в отличие от Европы, в нашей стране пока умеют перерабатывать далеко не все компоненты автомобиля: так, практически отсутствует технологическая цепочка для вторичного применения стекла, полимеров и резины. Важным препятствием для новой программы может стать невозможность «найти крайнего», то есть ответственного за утилизацию. Например, в России по сей день эксплуатируется немало «Москвичей», в то время как завод АЗЛК давно не существует, а производитель «Запорожцев» ЗАЗ теперь находится на территории другого государства. При этом утилизация отслуживших свое иномарок вообще оказывается подвешенной в воздухе – производители из дальнего зарубежья, разумеется, не будут спонсировать российскую индустрию вторичной переработки. Все эти и многие другие вопросы, возникающие в связи с новой инициативой Минпромторга, будут обсуждаться в ближайшие месяцы со специалистами Минфина и Минприроды. При благополучном исходе переговоров концепция начнет работать уже с 2012 года, но при необходимости принятия принципиально новых законов проект может затянуться надолго. |
Комментарии (0) | |