Конституционный суд (КС) России признал полный запрет на содержание алкоголя в крови водителей автотранспорта не противоречащим Основному закону страны. Как сообщает деловая газета «КоммерсантЪ», такое разъяснение за подписью председателя суда Валерия Зорькина получил житель Подмосковья Денис Асауляк, ранее лишенный водительских прав после того, как медэкспертиза выявила в его организме алкоголь. Адвокат истца Лев Воропаев сообщил журналистам, что обращение с просьбой признать нелегитимным федеральный закон № 169, вводящий «сухой закон» для водителей, подавалось в КС трижды, но предыдущие два раза в рассмотрении жалобы просто отказывали без каких-либо объяснений.
На третий раз суд счел возможным разъяснить свою позицию. В заявлении истец указывал на то, что введенный в 2010 году «сухой закон» противоречит Венской конвенции о дорожном движении, предусматривающей отличный от нулевого максимальный уровень алкоголя в крови и дыхании водителя. Однако судьи решили, что никакого противоречия здесь нет, поскольку оба документа преследуют одинаковую цель – повышение безопасности дорожного движения. «Оспариваемые положения закона, отменяющие нормы, регламентирующие допустимый уровень содержания алкоголя, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан, – сказано в документе. – Такому решению не препятствуют положения Европейского соглашения, дополняющего Конвенцию о дорожном движении, на которые ссылается заявитель, поскольку они направлены на повышение безопасности международного дорожного движения». Л. Воропаев остался недоволен таким объяснением, назвав документ «вялым» и «слабо мотивированным». Он намерен продолжать борьбу в Страсбургском суде, пишет «КоммерсантЪ».
Напомним, что первая попытка борьбы с «сухим законом» была предпринята буквально на следующий день после его принятия в августе 2010 года. Известный казанский адвокат Лаврентий Сичинава также обратился в Конституционный суд с жалобой на то, что закон нарушает ст. 15 Конституции РФ о приоритете норм международного права (то есть Венской конвенции) перед национальными законами. Но в октябре 2010 года его иск был отклонен с формулировкой «несоответствие обращения требованиям закона «О Конституционном суде РФ».
На самом деле ситуация с Венской конвенцией, на которую ссылаются оба адвоката, совсем не однозначна. Россия действительно обязана соблюдать ее, поскольку ратифицировала этот документ, составленный еще в 1968 году и признанный Советским Союзом в 1974-м. Но восьмая статья конвенции, регулирующая максимальный уровень алкоголя в крови и дыхании водителя, вовсе не противоречит концепции «сухого закона». Ее дословное содержание гласит: «В национальном законодательстве должны быть предусмотрены специальные положения, касающиеся вождения под воздействием алкоголя, а также допустимый законом уровень содержания алкоголя в крови, а в соответствующих случаях – в выдыхаемом воздухе, превышение которого является несовместимым с управлением транспортным средством. Во всех случаях максимальный уровень содержания алкоголя в крови не должен превышать 0,8 г чистого алкоголя на 1 л крови, или 0,4 мг на 1 л выдыхаемого воздуха».
Отличная от нуля максимальная концентрация спирта вовсе не является обязательным условием соблюдения конвенции
Легко заметить, что отличная от нуля максимальная концентрация спирта вовсе не является обязательным условием соблюдения конвенции. Более того, вышеуказанные нормы вовсе не являются индульгенцией для пьяниц: они разработаны Всемирной организацией здравоохранения для того, чтобы учесть природный, так называемый эндогенный алкоголь, вырабатываемый организмом человека. Его уровень зависит от многих факторов и может достигать 0,1-0,2 мг/л выдыхаемого воздуха. Из 69 стран, подписавших Венскую конвенцию, «сухой закон» для водителей поддерживают (не считая России) пять: Венгрия, Румыния, Словакия, Чехия и Эстония. Самые либеральные же правила в Андорре, Великобритании, Ирландии, Лихтенштейне, Люксембурге и на Мальте – там допускается вождение с максимальными 0,8 промилле алкоголя в крови.
Необходимо также отметить, что «сухой закон» не является чем-то абсолютно новым и неожиданным для России: в нашей стране он существовал до 2007 года. Правда, тогда освидетельствование водителя на состояние алкогольного опьянения было комплексным и включало в себя, кроме «трубочки», целый ряд проверок на адекватность, координацию движений и т. п. В 2007 году правила были смягчены: максимальная концентрация алкоголя в 1 л выдыхаемого воздуха составила 0,15 мг, а в 1 л крови — 0,3 г. Однако этот закон не просуществовал и трех лет. Прошлым летом президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что он провоцирует пьянство, и 6 августа 2010 года краткий период либерализации в жизни российских водителей закончился.
Установлена блокировка рекламы, содержимое сайта может отображаться некорректно, добавьте сайт Club-Picanto.ru в белый список. Участвуйте в развитии сайта.