Одной из основных причин возникновения пробок в крупных городах являются мелкие ДТП – один участник «догнал» второго на низкой скорости. В результате – легкие вмятины или вообще царапины на бамперах. Но участники ДТП выставляют аварийный знак и вызывают для оформления аварии инспектора ГИБДД. В итоге другим участникам дорожного движения приходится их объезжать, дорога сужается минимум на один ряд, возникает дорожный затор. А инспектор может приехать на оформление ДТП и через четыре часа – в ГИБДД остро не хватает автомобилей, а количество мелких аварий, на каждую из которых приходится тратить минимум полчаса, в той же Москве порой переваливает за 1000 в сутки.
«По данным статистики, число незначительных ДТП без пострадавших, так называемого «железа», неуклонно растет – если в 2005 году их было зафиксировано 1,7 миллиона, то в прошлом – уже 3,4 миллиона», – говорил в августе начальник главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Виктор Нилов.
Еще с 2002 года в России действует так называемый европротокол, позволяющий участникам ДТП без пострадавших самостоятельно заполнить бланки-извещения о ДТП и напрямую обратиться в ГИБДД. Однако популярностью он не пользуется – максимальная выплата сегодня составляет 25 тысяч рублей. Большинство автолюбителей просто не в состоянии оценить причиненный ущерб, потому и ждут инспектора, который оформит аварию и выдаст необходимые справки. Кроме того, заполнение извещений достаточно сложная операция – на бланках множество граф, в которые необходимо вписать информацию. Одна-единственная ошибка при заполнении может привести к тому, что страховая компания откажет в выплате компенсации.
Глава думского комитета по финансовому рынку Владислав Резник внес в Госдуму законопроект, вдвое увеличивающий максимальные выплаты по упрощенной схеме оформления ДТП – с 25 до 50 тысяч рублей. По его мнению, это позволит значительно снизить количество пробок, ведь сумма теперь получается большая, достаточная для ремонта поврежденного бампера. Однако эксперты и представители страховых компаний больших изменений не ждут. «Проблема и в менталитете: люди боятся, что их обманут. Поэтому взрывного роста обращений по европротоколу после принятия законопроекта не стоит ожидать», – заявил газете «КоммерсантЪ» заместитель гендиректора страховой компании «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов.
Большинство автолюбителей просто не в состоянии оценить причиненный ущерб, потому и ждут инспектора, который оформит аварию
Такого же мнения придерживаются и водители, опрошенные AutoNews.ru. «Нет, даже если у меня будет поврежден только бампер, я буду дожидаться инспекторов, – говорит Владимир, владелец Range Rover. – Ну откуда я могу знать, сколько стоит ремонт бампера? Машина дорогая, и сумма вполне может перевалить за 50 тысяч. Из своего кармана я доплачивать не собираюсь». Елена, владелица Toyota Yaris, даже не знает, зачем вместе с полисом ОСАГО ей выдали бланки-извещения оформления ДТП. «Да я даже за час не разберусь, что здесь куда вписывать и как рисовать схему аварии», – говорит она.
Несмотря на это, Общественная палата предлагает дать водителям больше свободы. По словам члена ОП Анатолия Кучерены, необходимо законодательно закрепить, что экипажи ГИБДД выезжают на оформление ДТП только с пострадавшими либо же в случае, если один водитель пьян, не имеет страховки и пр. С ним согласен и заместитель главного автоинспектора страны Владимир Кузин. Однако эти предложения пока так и остались предложениями – никаких инициатив ни со стороны законодателей, ни со стороны ГИБДД так и не поступило.
Напомним, что летом этого года Генпрокуратура потребовала от ГИБДД создать регламент прибытия экипажа на место оформления ДТП. Предлагалось установить нормы по прибытию гаишников к месту аварии. Соответствующее предложение отправлено на имя главы МВД Рашида Нургалиева.
Установлена блокировка рекламы, содержимое сайта может отображаться некорректно, добавьте сайт Club-Picanto.ru в белый список. Участвуйте в развитии сайта.