Российские чиновники наконец-то заметили успех западных программ по субсидированию автомобильных продаж и собираются последовать примеру европейских стран. Председатель правительства РФ Владимир Путин поручил Минпромторгу, Минфину и Минэкономразвития разработать систему выплат за переданные на утилизацию автомобили старше десяти лет. Предполагается, что в каждом таком случае будет выплачиваться компенсация 1000-1500 долларов в счет покупки нового автомобиля. Правда, сроки реализации данной программы, как и ее точные параметры, пока неясны. Пионером в этой области стало правительство Германии. Бундестаг поощряет спрос на машины за счет выдачи покупателям новых авто премий в размере 2500 евро при сдаче в утиль транспортных средств возрастом более девяти лет. Данная мера оказалась столь эффективной, что продажи новых автомобилей в стране в марте 2009 года выросли на 40% по сравнению с мартом 2008 года. Успешным опытом Германии воспользовались и другие европейские страны: с каждым месяцем все новые страны выступают с похожими инициативами. Последние новобранцы – Великобритания и США (американская программа пока не претворена в жизнь). Почти во всех странах программы дали немедленный рост продаж. В России свыше 48% автопарка – старше десяти лет Российские власти долгое время игнорировали западный опыт, пытаясь обойтись без прямых субсидий. Однако выбранный нашими чиновниками путь госкредитования покупок оказывается тупиковым. Населению оказались не интересны условия госкредитов – за месяц с начала программы выдано немногим более 10 000 кредитов. Видимо, это стало дополнительным стимулом для обращения к немецкому опыту. Главный положительный момент такой схемы заключается в том, что таким образом правительство помогает не только автопромышленникам, но и населению. Причем в выигрыше оказываются именно производители бюджетных моделей, где размер сибсидии дает реальную экономию при покупке. В России есть где развернуться с подобной программой. По данным МВД РФ, в России зарегистрировано свыше 38 млн единиц автотранспортных средств. Из них свыше 48% – старше десяти лет. По данным Минприроды России, по крайней мере 400 тыс. автомобилей брошено владельцами или разукомплектовано. Правда, выкуп старых авто – дорогое удовольствие. По предварительеным оценкам, каждые 100 000 выкупленных автомобилей будут стоить бюджету около 400 млн долларов. А бюджет на этот год у нас и так уже сильно дефицитный. Кроме того, в России нет системы утилизации старых машин. Однако это уже мелочи. С нашими-то просторами разве не найдем мы место для очередной свалки? Заодно и воздух станет чище, выхлоп-то у новых моторов почище. Западные страны уже заметили положительный экологический эффект от замены автопарка. “Главная цель – помочь экономике, – утверждает министр по охране окружающей среды Германии Зигмар Габриел. – Однако косвенно мы помогаем улучшить экологию, заменяя старые грязные двигатели более экономичными и чистыми новыми”. Только несколько государств (например, Франция, Испания, Италия) ограничили действие своих программ покупками автомобилей с пониженным выбросом СО2. Другие же не стали ограничивать покупателя дополнительными барьерами. В России тоже попытались разыграть “экологическую карту”. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации предлагает ввести специальные сертификаты (бонусы в размере до 50 тыс. рублей) за сданные на утилизацию автотранспортные средства и их зачет при покупке нового автомобиля, произведенного в России, или экологически чистого моторного топлива. Видимо, на какие-то субсидии автомобилистам государство все-таки раскошелится. Сергей Самсонов |
Комментарии (0) | |