Четверг - 07 Ноября 2024 - 09:42
ГлавнаяНовостиАвто новости
Как сделать бензин прозрачнее
Авто новости
13 Апреля 2009
1585
0.0
В рамках борьбы с высокими ценами на бензин Федеральная антимонопольная служба (ФАС) намерена вырвать бензоколонки из общей структуры бизнеса крупных нефтяных компаний.

ФАС уже сделала правительству предложение выделить сети АЗС из состава крупных вертикально-интегрированных нефтяных концернов (ВИНК). Это продолжается бесконечная борьба антимонопольных органов с завышенными ценами на бензин в рознице, которые, по мнению ведомства, являются следствием картельного сговора. Чиновники говорят об олигополии на российском рынке неф­тепродуктов, хоть 2/3 АЗС и принадлежат независимым операторам (ВИНК владеют лишь 7–7,5 тыс. из 21–22 тыс. бензоколонок). «Почти во всех регионах НПЗ, с которых мелкие игроки закупают топливо, принадлежат ВИНК, – отмечает аналитик «Барреля» Анна Анненкова. – Крупный бизнес полностью захватил оптовый рынок». «Ситуация следующая: приходит независимый оператор к ВИНК и закупает у нее бензин. Затем он продает его по ценам ниже, чем установлены этой нефтяной компанией. В следующий раз получит отказ: якобы нет лишнего бензина», – приводит пример Дмитрий Александров из «Файненшл Бридж».

«Неживая» биржа. В рамках новой инициативы ФАС однозначно указывает: главный виновник завышенных цен – именно крупные компании. Если осенью прошлого года стоимость бензина держалась на монопольно-высоком уровне в рознице, то со второй половины января ВИНК «резко повысили оптовые цены на нефтепродукты, снизив доходность операторов розничного рынка», утверждают в ведомстве. «Классическая схема «выдавливания» мелких игроков с рынка, – говорит Анна Анненкова. – Сначала ВИНК поднимают оптовые цены до уровня розничных, установленных на собственных АЗС. Соответственно независимые операторы вынуждены повышать стоимость бензина на своих заправках. В итоге неконкурентоспособные игроки банкротятся, и их активы выкупает ВИНК. В частности, так делает «Роснефть» в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке».
Представитель «Лукойла», попросивший не называть его имени, выступает за биржевые торги нефте­продуктами: «Это рыночный, а не административный метод ценообразования». Между тем такая биржа в России уже есть – «Санкт-Петербург». «Но она «неживая»: торгов нет, – констатирует Дмитрий Александров. – Причина очевидна: есть устоявшаяся практика поставок на основе двусторонних контрактов, в которых ВИНК в лице дочерних НПЗ удобно контролировать цены на продукцию». В правительстве готовится постановление, чтобы муниципальные образования приобретали через биржу порядка 20% необходимого им объема нефтепродуктов. А если будет покупатель, то найдется и продавец. «Но этого мало, – рассуждает Дмитрий Александров. – Необходимо также обязать все НПЗ направлять на биржу определенную долю продукции. Тогда торги смогут нормально функ­ционировать».

Независимые НПЗ. Идея ФАС по автономизации АЗС выглядит весьма привлекательной для по­требителей. Но начинать надо не с этого, уверена Анна Анненкова. «Цель антимонопольного ведомст­ва – повышение прозрачности ценообразования на рынке нефтепродуктов, – говорит она. – Пока АЗС и НПЗ работают в одном холдинге, увидеть структуру затрат невозможно».
Трудоемкий, но более жизнеспособный вариант – строительство новых НПЗ в регионах, которые будут независимы от крупных холдингов. «Пусть и с меньшими мощностями, но в большом количестве», – размышляет Анна Анненкова. В России почти нет независимых нефтеперерабатывающих мощностей. Башкирский ТЭК переходит под контроль АФК «Система», а Московский НПЗ по сути контролирует «Газпром нефть» (пусть и на пару со столичным правительством).
В акционерном капитале независимых НПЗ, по мнению Дмитрия Александрова, должны присутствовать небольшие нефтяные компании, региональные сбытовые сети АЗС, местные администрации, а также федеральный центр. В таком случае у первых появятся гарантии поставки и реализации сырья, а у вторых – получения нефтепродуктов.




Комментарии (0)

avatar