В Госдуму внесен законопроект, согласно которому любой, кто управляет машиной без законных на то оснований, будет считаться угонщиком и получит за это 5 лет. Сегодня по статистике почти все такие дела заканчиваются штрафом, а раскрываемость подобных преступлений не превышает 40 процентов. В правоохранительных органах инициативу депутатов поддерживают и считают, что ужесточение закона снизит число угонов. По словам пресс-секретаря Госавтоинспекции Екатеринбурга Натальи Лесниковой, в этом году автомобильных краж уже меньше на треть, но их все равно много – без машин осталось порядка тысячи горожан: «С начала этого года на территории города Екатеринбурга зарегистрировано 847 угонов транспортных средств. Наиболее криминогенный в этом отношении район – Ордженикидзевский, наиболее угоняемые автомобили – «Жигули» и иномарки с левым рулем. Если брать по времени, наиболее опасное время 7-9 часов утра. Если в этом году 847 случаев, то в прошлом году за аналогичный период 1225 – снижение на 30,9 процентов». Дискуссии законодателей связаны, прежде всего, со 166-й статьей Уголовного кодекса. Она предусматривает наказание за неправомерное завладение автомобилем без цели хищения. Т.е. любой угонщик, который еще не успел, к примеру, разобрать машину на запчасти для продажи, может сказать, что он взял ее просто покататься. Хотя при некоторых обстоятельствах он может получить за это до 12 лет, зачастую все заканчивается штрафом, условным или небольшим сроками. Депутаты предлагают исключить такую возможность и сажать угонщиков на 5 лет. Как рассказала нам преподаватель кафедры уголовного права Уральской юридической академии Анна Менщикова, разницу между угоном без цели хищения и кражей автомобиля доказать бывает достаточно сложно: «Угон автомобиля без цели хищения характеризуется тем, что субъект завладевает транспортным средством без материальной выгоды для себя – покататься или кого-то позлить. В случае, если субъект угоняет транспортное средство с целью материальной наживы – в данном случае, мы имеем дело с кражей, но не с угоном. Очень тяжело всегда доказать материальную выгоду. Нужно выяснять сопутствующие обстоятельства, наличие сообщников, которые умеют разбирать транспортные средства». С тем, что статью Уголовного кодекса об угоне без цели присвоения чужого имущества нужно отменить, согласны и екатеринбургские автоправозащитники. По словам вице-председателя Комитета по защите прав автомобилистов Владимира Селянина, владельцу автомобиля все равно, взяли его машину покататься или угнали, чтобы перепродать – его право собственности в любом случае страдает: «Самая разумная мера – это убрать статью об угоне из Уголовного кодекса, а оставить только кражу. Для потерпевшего ведь никакой разницы нет – с какой целью у него забрали автомобиль. Фактически угон машины – это и есть кража, ее украли. Когда угонщика или группу лиц, которые этим занимаются, ловят в процессе угона, они действительно говорят, что взяли покататься. Доказать умысел, что они хотели воспользоваться этой машиной в иных целях – продать, разобрать на запчасти, перебить номера – практически невозможно». Но пока законопроект только на стадии обсуждения, автомобилисты защищают свои автомобили от угонов своими руками. Сейчас на рынке представлены 3 вида систем защиты автомобиля от угона. Это механические блокираторы, которые ставятся, например, на руль или коробку передач, а также электронные и спутниковые сигнализации. Как рассказал нам директор «Автоаудиоцентра» Сергей Мишкин, самой эффективной считается спутниковая система безопасности: «На данный момент самым эффективным средством защиты автомобиля от угона является спутниковая система безопасности. У нас в городе они уже доказали свою эффективность. За пять лет при общем количестве абонентов белее 3,5 тысяч – у нас не было угнано ни одного автомобиля. Ни электронные, ни механические средства не гарантируют защиту автомобиля от угона». Отмечу, что дело по угону или краже автомобиля возбуждается на 2 месяца. После этого владельцы машин, застрахованных по системе КАСКО, получают от страховой компании полную стоимость автомобиля. Службы безопасности страховщиков принимают участие в расследовании дела об угоне, но особой помощи следствию они не приносят – их интересует лишь то, был ли в случае угона или кражи факт мошенничества со стороны владельца автомобиля.
Эксклюзив от «Эхо Москвы»
|
Комментарии (0) | |